• Список сочинений, даты и литература
Георг Фридрих Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно, — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «…Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».
Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.
Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле — герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание.
Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии.
Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.
Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 1705, «Нерон» — 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные.
Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.
Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Пёрселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя.
Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь» — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726.
В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо).
Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.
В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии.
В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») — 1731, «Орландо» — 1732, «Партенопа» — 1730. «Ариодант» — 1734, «Альцина» — 1734 — в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria — вводит балет («Ариодант», «Альцина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альцина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства-простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в «Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в «Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер — «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой.
Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в «Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры — «Именео», «Дейдамию», — и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни.
Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.
В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории — «Саул» (сентябрь — 1738) и «Израиль в Египте» (октябрь — 1738) — гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741–43).
Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и «Иуду Маккавея» (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.
Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.
В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.
Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.
Ю. Евдокимова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Гендель, Георг Фридрих (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel; 23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон) — немецкий композитор.
Бóльшую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника-хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф. В. Цахау. В 17 лет Гендель занял место органиста и музыкального руководителя собора в Галле. С этого времени определилось неизменное тяготение Генделя к серьёзному искусству и синтезу хора и инструментальной музыки, который являлся традицией немецкой музыки. Однако композитору были чужды религиозные интересы. Тяготение к светской, особенно театральной, музыке заставило его в 1703 переехать из Галле в Гамбург — единственный в то время город, где существовал немецкий оперный театр.
В Гамбурге Гендель создал оперы «Альмира» и «Нерон» (поставлены в 1705). Однако Гамбургская опера распалась (для экономически отсталой, феодальной Германии время национальной оперной школы ещё не наступило), и в 1706 Гендель уехал в Италию, жил во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции и завоевал славу первоклассного композитора. Он написал оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), оратории, пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель стал известен как выдающийся исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти).
С 1710 Гендель придворный капельмейстер в Ганновере (Германия). В том же году приглашён в Лондон, где в начале 1711 с большим успехом была поставлена его опера «Ринальдо». В 1710-е гг. Гендель работал попеременно в Лондоне и Ганновере, в 1717 окончательно порвал с Германией и в 1727 принял английское подданство.
В 1720 Гендель возглавил оперное предприятие в Лондоне (Королевская музыкальная академия). Здесь он испытал сильное противодействие различных слоёв английского общества. Против Генделя подняли кампанию аристократические круги, находившиеся в оппозиции к королю (оказывавшему покровительство Генделю) — представителю ганноверской династии. Враждовавший с королём принц Уэльский организовал т. н. Великосветскую оперу и вместе с другими представителями знати поддерживал конкурировавших с Генделем модных итальянских композиторов, авторов поверхностно-виртуозных опер. Независимый характер Генделя осложнял его отношения с двором. Кроме того, высшее духовенство чинило препятствия концертному исполнению библейских ораторий Генделя.
С другой стороны, тот жанр оперы, в котором работал Гендель в Англии, — итальянская опера-сериа — был чужд английской буржуазно-демократической публике и по своим условным антично-мифологическим сюжетам, и по иноземному языку. Передовая публицистика (Дж. Аддисон, Дж. Свифт и др.) нападала на Генделя, критикуя в его лице реакционную эстетику антинациональной придворной аристократической оперы.
В 1728 в Лондоне была поставлена «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) — буржуазная комедия с многочисленными вставками из народных песен и популярных арий. Эта пьеса с ярко выраженной политической направленностью заключала в себе и сатиру на аристократическую оперу. Основной удар был направлен против Генделя, как наиболее прославленного композитора-«итальянца». Шумный успех «Оперы нищих» усилил нападки на Генделя и привёл к краху руководимое им оперное предприятие, а сам Гендель был разбит параличом.
По выздоровлении Гендель вновь возвратился к энергичной творческой и организаторской деятельности, писал и ставил оперы, устраивал спектакли и концерты, но терпел одно поражение за другим (в 1741 провалилась его последняя опера «Дейдамия»). В 1742 с энтузиазмом была принята в Дублине (Ирландия) оратория «Мессия». Однако в Лондоне исполнение «Мессии» и ряда других последующих ораторий Генделя вызвало новую волну травли со стороны великосветского общества, подвергшую Генделя глубокой душевной депрессии (1745).
В том же году в судьбе композитора наступил крутой перелом. В Англии началась борьба против попытки реставрации династии Стюартов, Гендель создал «Гимн добровольцев» и «Ораторию на случай» — призыв к борьбе с нашествием армии Стюартов. Эти патриотические произведения и особенно воинственно-победная героическая оратория «Иуда Маккавей» принесли Генделю широкое признание. Восторженно были встречены и последующие его оратории. Гендель нашёл новую, демократичную аудиторию. Смерть Генделя в 1759 английский народ воспринял как потерю национального композитора.
Ограниченность английской буржуазной культуры, не сумевшей создать предпосылок к развитию национальной оперы высокого стиля, заставила Генделя, всю жизнь тяготевшего к театру, после долгой борьбы отказаться от этого жанра. Его итальянские оперы-сериа (всего Гендель написал свыше 40 опер) обнаруживают непрерывные целеустремлённые поиски драматического стиля и обладают большим мелодическим богатством, силой эмоционального воздействия музыки. Однако в целом этот жанр сковывал реалистические устремления композитора.
В середине 30-х годов Гендель обратился к вокально-симфоническому жанру оратории, не связанной со сценическим действием. Ей он почти полностью посвятил последнее десятилетие своей активной творческой деятельности (1741–51). В ораториальном творчестве — главное историческое значение Генделя. На материале библейских преданий и их преломлении в национальной английской поэзии (Дж. Мильтон) композитор создал полные эпического величия и драматической силы картины народных бедствий и страданий, борьбы за освобождение от гнёта поработителей. Проникнутые духом народного патриотизма, грандиозные творения Генделя отразили демократические стремления английского народа и по своему общему идейному смыслу и эмоциональному характеру не принадлежат к культовому искусству. Гендель рассматривал свои оратории как светские произведения концертного типа и решительно восставал против исполнения их в церквах. Более поздняя практика исказила намерения Генделя, трактуя его народные музыкальные трагедии как духовную музыку.
Гендель глубоко преобразовал ораторию, создав новый тип монументального вокально-оркестрового произведения, отличающегося единством драматургического замысла. В центре оратории Генделя — народные массы, её герои и вожди. Активная роль народа определила ведущее значение хора. Западно-европейская светская музыка до Генделя не знала такого огромного по масштабу и по мощи выразительности хора. Разнообразие драматургических функций хора, красота и полнота аккордового и полифонического звучания, гибкие, свободные и вместе с том классически завершённые формы сделали Генделя, наряду с И. С. Бахом, непревзойдённым в западноевропейской музыке классиком хорового письма. Воспитанный на традициях немецкой полифонии — хоровой, органной, оркестровой, Гендель в своём ораториальном творчестве претворил также традиции английской хоровой культуры (Гендель с первых лет своей деятельности в Англии писал хоровые антемы — английские псалмы типа кантат, изучал народную многоголосную музыку, творчество Г. Пёрселла).
Гендель развил в ораториях лучшие элементы своей оперной музыки. Мелодический стиль Генделя, поражающий «гениальным расчётом на самые драматические струны человеческого голоса» (А. Н. Серов), доведён им в ораториях до высокой степени выразительности. Демократическая направленность ораториального творчества Генделя определила его общедоступность как в отношении сюжетов, знакомых широкой аудитории, и народного языка, так и в отношении музыки, отличающейся особой рельефностью и ясностью развития.
В ораториях Генделя проявились оперно-драматические тенденции («Самсон», 1741; «Иевфай», 1752, и др.), эпические («Израиль в Египте», 1739; «Иуда Маккавей», 1747, и др.), иногда лирические («Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный», 1740, по Дж. Мильтону), но во всех них ощущаются свойственные Генделю оптимизм, тонкое чувство красоты, любовь к жанровому, конкретному, изобразительному началам. Оратории Генделя создавались на основе либретто, вольно трактующих легенды из Ветхого завета. Только «Мессия» написана на подлинный евангельский текст. Всего Гендель написал около 30 ораторий.
Среди обширного инструментального наследия Генделя, включившего почти все современные композитору жанры, выделился созданный им вид инструментальной музыки для исполнения на открытом воздухе и представляющий собой красочные сюиты для больших оркестровых составов с особо активной ролью духовых инструментов («Музыка на воде», ок. 1715–1717; «Музыка фейерверка», 1749). Значительны по глубине содержания и мастерству форм оркестрово-ансамблевые концерты (форма «кончерто гроссо») и новый, введённый Генделем жанр органных концертов (в сопровождении оркестра или ансамбля), написанных в подчёркнуто светском, празднично блестящем стиле. Генделю принадлежат также сюиты для харпсихорда (английская разновидность клавесина), сонаты и трио-сонаты для различных инструментов и другие сочинения.
Творчество Генделя не нашло продолжения в самой Англии, где для этого не было ни идейных, ни музыкальных творческих стимулов. Но оно оказало сильное влияние на развитие западноевропейской классической музыки эпохи буржуазного просвещения и Великой французской революции (К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Э. Мегюль, Л. Бетховен). Генделя высоко ценили передовые русские музыканты. В. В. Стасов называл Генделя, как и И. С. Баха, «колóссом новой музыки».
В. Д. Конен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Список сочинений, даты и литература
• Характеристика творчества
• Ораториальное творчество
• Оперное творчество
• Инструментальное творчество
• Клавирное творчество
• Камерно-инструментальное творчество
• Органные концерты
• Кончерти-гросси
• Пленэрные жанры