Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»

Judas Maccabaeus, HWV 63

Состав исполнителей: Иуда Маккавей (тенор), Симон, его брат (бас)
Евполем, посланец Иуды к римскому сенату (бас), Вестник (сопрано)
2 Израильтянина (тенор, бас), 2 Израильтянки (сопрано, альт),
юноши, девушки, народ (хор), оркестр.

История создания

Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel)

Иуда Маккавей — исторический персонаж, погибший в 160 году до н. э. в борьбе против царствовавшего в Сирии Антиоха IV Епифана. Правление этого тирана, его политика эллинизации Палестины и осквернение Иерусалимского храма вызвали в 167 году восстание иудеев, во главе которого встал священник Маттафия, собравший всех защитников веры. Среди них было и пять его сыновей. После смерти Маттафии в 166 году борьбу возглавил его третий сын Иуда, неоднократно побеждавший сирийцев. После гибели Иуды предводителем стал младший брат, а почти 20 лет спустя — старший, Симон, который и разгромил врагов. Имя Маккавей — «молот на врагов», вначале принадлежавшее только Иуде, впоследствии было распространено на всех защитников веры во времена правления Антиоха Епифана, что нашло свое отражение в Ветхом завете — в 1-й книге Маккавейской. Написанная неизвестным иудеем в конце II века до н. э., она состоит из четырех частей, одна из которых посвящена подвигам Иуды Маккавея. Кроме того, 0 нем рассказывает древнеиудейский историк Иосиф Флавий (ок. 37-ок. 95). Современник другой иудейской войны — против Рима - он был избран жителями Иерусалима военачальником иудеев в Галилее, возглавил их оборону, но затем перешел на сторону римлян и сменил родовое имя бен Маттафия на имя правящих императоров Флавиев. В своем труде «История иудейской войны» он описывает борьбу Маккавеев, начиная от взятия Иерусалима Антиохом Епифаном в 167 году до н. э.

Библия была настольной книгой в эпоху Английской революции середины XVII века, свергнувшей короля Карла I Стюарта. Ее идеологи — пуритане — видели в деяниях современных англичан отражение истории богоизбранного библейского народа. И когда почти век спустя наследник свергнутых Стюартов «молодой претендент» Карл Эдуард, живший во Франции, осенью 1745 года с войсками наемников высадился в Шотландии, и вся Англия поднялась на борьбу с чужеземным вторжением, образы библейских героев, сражавшихся за свободу страны и веру отцов, приобрели особую популярность. Чувства 60-летнего Генделя были едины с чувствами народа страны, ставшей ему родной. Упадка сил, прострации, близкой к душевному расстройству из-за непризнания аристократической публики и угрозы банкротства — всей той бездны, на краю которой он стоял в течение восьми месяцев (с марта по октябрь 1745 года), как не бывало. В ноябре исполняется его «Гимн, написанный для добровольцев города Лондона», в феврале следующего года — «Оратория на случай», либретто которой использует библейские тексты деятеля Английской революции поэта Джона Мильтона, а музыка включает номера из героической народной оратории «Израиль в Египте». В июле 1746 года «Песнью победы над мятежниками его королевского высочества герцога Камберлендского» композитор приветствует возвращение победителя, разгромившего армию Стюарта. И в те же летние месяцы (с 8 или 9 июня по 1 августа) работает над ораторией «Иуда Маккавей», предназначавшейся для праздников в честь победителя.

Либретто оратории принадлежит литератору Томасу Морреллу (1703—1784), который посвятил свою поэму герцогу Камберлендскому. Оратория впервые прозвучала 1 апреля 1747 года в Лондоне, в театре Ковент Гарден, под управлением автора. При жизни Генделя «Иуда Маккавей» имел наибольший успех и исполнялся около 30 раз — больше, чем любая другая его оратория. Это была окончательная победа Генделя, завершившая его 35-летнюю борьбу за признание: он стал славой Англии, первым национальным композитором, получившим широкую, всенародную аудиторию.

Музыка

«Иуда Маккавей» проще других ораторий Генделя: стиль отличается плакатностью, крупным штрихом, подчеркивает массовое героическое начало; сложные многотемные фуги отсутствуют. Контрасты скорби и торжества образованы сопоставлением не отдельных номеров, а больших блоков. Преобладающее число из 66 номеров посвящено переживаниям народа, воплощенных в хорах, ариях и дуэтах безымянных израильтян. Есть лишь два персонифицированных героя. Однако из 20 арий Иуде принадлежат только 5, а Симону — 4; выступают они также в поясняющих ситуации кратких речитативах secco.

Арию Симона «Встань, Божий вождь!» (№9), с типичным для Генделя героическим фанфарным возгласом без сопровождения, подхватывают аккорды следующего хора. Героическая ария Иуды «Вооружись скорей, рука!» (№12) блещет виртуозными пассажами. Идущие одна за другой арии израильтянки и израильтянина и их дуэт (№14—18) воспевают свободу в светлых лирически-пасторальных тонах. Открывающий 2-ю часть оратории хор «Пусть враг падет» (№26) построен на энергичных, размашистых полифонических перекличках голосов. Медленная, печальная певучая мелодия арии израильтянки «Ты пал опять, Израиль!» (№38) излагается вначале виолончелью, а затем развивается в следующем хоре. Ария Симона «Чудесным деяньем» (№41) отличается отточенной виртуозностью, подвижностью низкого баса. Краткая ария Иуды с хором «Трубы звучат!» (№43) сопровождается звонкими аккордами впервые вступающих здесь трех труб с литаврами. Задумчивый женский дуэт «О! не преклоним мы колен» (№48) переходит в хор (№49), в его заключительном разделе — редкий случай у Генделя — использован хорал; им завершается вторая часть. В 3-ей части — прославлении победителей — почти безраздельно господствуют мажорные тональности. Любопытен гимнический хор юношей и девушек «Вот он грядет, украшенный венком» (№56) с солирующими валторнами: в его основе — французская песенка «Юная Нанетта».

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Георг Фридрих Гендель

Год создания

1746

Дата премьеры

01.04.1747

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Германия

просмотры: 10549
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть