Путешественники барокко остановились у Генделя

Бетховенский зал Большого театра

Фестиваль «Барокко. Путешествие», организованный Молодёжной оперной программой Большого театра, с сентября 2014 года сделал в своих музыкальных странствиях четыре остановки:
— Концерт барочной музыки в исполнении Юлии Лежневой с участием контратенора Дмитрия Синьковского;
— Италия (в двух проведениях);
— Рамо, мэтр танца;
— и последняя по времени — Англия, целиком отданная операм и ораториям Георга Фридриха Генделя, который, как и И. С. Бах, родился 330 лет назад. Программа с некоторыми вариациями была исполнена в Бетховенском зале Большого театра дважды: 4 и 6 февраля 2015 года. Ваш рецензент побывал на концерте 6 февраля.

Хронологически эпоха барокко укладывается в полтораста лет.

Отсчёт идёт от премьеры сочинения Эмилио Кавальери «Представление о душе и теле», которое считается первой известной ораторией. Её завершением принято называть 1750-й — год смерти И. С. Баха, хотя логичнее было бы считать таковым год смерти Генделя (1759) — наверное, самого исполняемого оперного барочного композитора.

Весь концерт шёл в сопровождении ансамбля «Questa Musica» и солистов: Марка Беннета (труба), Даны Кармон (фагот), Ясу Мойсио (1-й гобой), Родриго Гутьерреса (2-й гобой) под управлением Филиппа Чижевского. В начале каждого отделения ансамбль исполнил увертюры к операм «Альцина» и «Агриппина», аккомпанемент ансамбля был очень корректен и стилистически безупречен.

При подготовке программы возникли некоторые сложности.

Дело в том, что ансамбль играет на жильных струнах — и посему его строй примерно на полтона ниже современного стандарта. Тут вся нагрузка легла на плечи ответственного концертмейстера программы Елизаветы Дмитриевой, которой по ходу её подготовки приходилось транспонировать нотные тексты.

Программа концерта содержала (с бисами) 17 вокальных номеров. В неё вошли арии и дуэты из ораторий «Мессия» и «Триумф Времени и Разочарования», опер «Юлий Цезарь в Египте», «Адмет», «Ринальдо», «Роланд», «Ксеркс», «Роделинда», «Ариодант», «Партенопа».

Героем дня стал приглашённый солист Большого театра контратенор Дмитрий Синьковский,

принимавший участие и в барочном концерте Юлии Лежневой. Он исполнил четыре сольных номера (включая бис) и два дуэта — c Юлией Мазуровой и с Кристиной Мхитарян. Благодаря тому, что Синьковский контратенор, он и был наиболее органичен в стиле барокко. Голос его настолько подвижен и гибок, что ему может позавидовать любая женщина-колоратура. При всей сложности исполненных им арий я не услышал ни одной интонационной погрешности. Особенно удались ему ария «But who may abide» из оратории «Мессия», бисовая ария «Venti turbini prestate» из оперы «Ринальдо» и дуэт Роделинды и Бертарида «Io t’abbraccio» из оперы «Роделинда» с Мхитарян. На сегодня в лице Синьковского мы имеем барочного певца европейского уровня.

Из других мужских голосов, участвовавших в концерте, ближе всех к барочной манере приблизился баритон Андрей Жилиховский в арии Акиллы «Tu sei il cor di questo core» из оперы «Юлий Цезарь в Египте»: он легко преодолевал все сложности этой подвижной арии. Артист Молодёжной оперной программы Даниил Чесноков в арии Зороастро «Sorge infausta una procella» из оперы «Роланд», показал прекрасную подвижность своего красивого, полноценного, с хорошими низами баса. А вот бас Олега Цыбулько уж никак в стиль барокко не вписался. Его голос по-оперному огромен и малоподвижен.

У женских голосов ситуация сложилась лучше.

Артистка Молодёжной оперной программы сопрано Кристина Мхитарян исполнила в концерте четыре сольных арии и дуэт. В первой арии Клеопатры «Non disperar» из оперы «Юлий Цезарь в Египте» её голос на верхах звучал резковато, но с каждым номером голос Мхитарян и на верхах стал звучать благороднее. Артистка Молодёжной оперной программы сопрано Екатерина Морозова была великолепна в арии Ксеркса («Crude furie degli orridi abissi») из одноимённой оперы. Из всех участниц концерта она была ближе всех к барочному стилю. Солистка Большого театра меццо-сопрано Юлия Мазурова была равно хороша и в сольной арии Эдвиги «Lo faro, diro spietato» из оперы «Роделинда», и в дуэте Секста и Корнелии «Son nata a lagrimar» из оперы «Юлий Цезарь в Египте» с Синьковским.

Конечно, всем участникам этого концерта, кроме Синьковского, нужно ещё немало поработать, чтобы точнее освоить стилистику барокко. Совсем непросто — исполняя повседневно репертуар, состоящий из опер Верди, Пуччини, Чайковского etc — перестроиться на исполнение барочной оперы. Но направление взято правильное.

Такой фестиваль, безусловно, повышает уровень общей музыкальной культуры его участников.

Он расширяет их репертуарные возможности и выводит певцов за рамки рутинного репертуара и стиля, воспитывает иной подход к эмиссии звука, его формированию и подаче, заставляет взглянуть на музыку в ином ракурсе. Это полезно даже для тех вокалистов, кто не планирует иметь музыку барокко в своём репертуаре, — поскольку формирует вкус.

Можно только радоваться, что Большой театр располагает Молодёжной оперной программой, руководимой Дмитрием Вдовиным. Программа уже не в первый раз демонстрирует свою бесспорную успешность.

На фото: Бетховенский зал Большого театра

реклама