Гендель. Оратория «Израиль в Египте»

Israel in Egypt, HWV 54

Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Состав исполнителей: 2 сопрано, альт, тенор, 2 баса, двойной хор, оркестр.

История создания

Чудесным образом исцелившись от паралича, поразившего его в апреле 1737 года, 53-летний Гендель переживает необыкновенный творческий подъем. На протяжении следующего года он создает одну за другой 2 оперы, 2 оратории, концерты для органа, трио-сонаты — все полные радости и победного кипения жизненных сил. «Эта сверхчеловеческая плодовитость производит впечатление силы природы, поля, в одну весеннюю ночь покрывающегося цветами», — писал исследователь творчества Генделя Ромен Роллан. В апреле 1738 года композитор удостоился всенародного признания: его беломраморная статуя была установлена в большом гроте в садах Воксхолла на берегу Темзы, где лондонское общество каждый вечер с конца апреля до начала августа собиралось на оркестровые, вокальные, органные концерты (21 год спустя тот же скульптор стал автором надгробного памятника композитору в Вестминстерском аббатстве).

Сочинение «Израиля в Египте» заняло всего 20 дней ноября 1738 года. Имя автора либретто до сих пор остается неизвестным. Возможно, им был Чарлз Дженненс (1700—1773), с которым композитор познакомился как раз в это время, а может быть, либретто составил сам Гендель по Ветхому Завету — Второй книге Моисеевой «Исход» (разделы «Под тяжким игом рабства», «Казни египетские», «Переход через Чермное (Красное) море», «Песнь Моисея», «Песнь Мириам» и псалмы №78, 105, 106.

Первоначально оратория имела еще одну (первую) часть, посвященную оплакиванию Иосифа, смерть которого предшествовала Исходу израильтян из Египта. Но после первых же исполнений Гендель эту часть вместе с увертюрой превратил в самостоятельный «Траурный антем на смерть королевы Каролины». Это было вызвано, в частности, неблагоприятным приемом, оказанным публикой «Израилю в Египте» на премьере. Она состоялась под управлением автора 4 апреля 1739 года в Лондоне, в Королевском театре, где Гендель ставил свои оперы. И в дальнейшем, на протяжении почти столетия, оратория не пользовалась успехом. Лишь Мендельсон, исполнивший ее в немецком переводе, завоевал ей широкую популярность в Германии и других странах Европы.

Музыка

«Израиль в Египте» уникален среди ораторий Генделя: это хоровая эпопея, где из 30 номеров 19 составляют хоры; в 1-й части их 10 при одной арии. Нет ни Моисея, ни Мириам — только израильский народ. Другая характерная особенность — обилие красочных изобразительных номеров, рисующих то казни египетские, то волны Красного моря.

Таковы №4—6: хоровая фуга с угловато изломанной темой — «Вода превращается в кровь» (первая казнь); ария альта — «Жабы в домах» (вторая казнь): оркестровое сопровождение передает их неуклюжие прыжки; двойной хор — «мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная»: противопоставление мощных возгласов в сопровождении аккордов тромбонов («Он слово рек») и летучих пассажей скрипок. Еще одна казнь, тьма египетская, воплощена в №8 — кратком хоре, медленном и мрачном, с хроматизмами, неустойчивыми гармониями и свободным, не имеющим завершения развитием. В грандиозном двойном хоре №12 возникают и расступившиеся воды, и торжественный переход израильтян по морю как по суше, и гибель врагов в морских волнах. 2-ю часть оратории открывает не менее грандиозный двойной хор №14. Это мощная благодарственная песнь Моисея и детей Израиля в честь Господа. В ставшем знаменитым дуэте басов «Господь муж брани» (№17) виртуозные гаммы в перекличках двух низких голосов подражают набегающим волнам, погубившим фараоново войско. Широко развернут двойной хор «Услышали народы и трепещут; ужас объял жителей Филистимских» (№25) — суровый, с энергичным пунктирным ритмом. Завершающий ораторию двойной хор с солирующим сопрано «Пойте Господу» (№30) — победная песнь Мириам — повторяет №14, обрамляя таким образом всю вторую часть.

А. Кенигсберг


«Израиль в Египте» — величественное эпическое полотно. В качестве героя здесь выступает весь народ, и повествование о его судьбе, страданиях, надеждах и радостях составляет главное содержание оратории.

В основу произведения положена библейская легенда о чудесном освобождении древнего еврейского народа из египетского плена, о переходе через Чермное (Красное) море в землю обетованную. Собственно, фабула, развитие сюжетной линии в «Израиле в Египте» отсутствует. Первая часть посвящена последовательному описанию египетских казней (Казни бог послал на египтян за то, что они не хотели отпустить пленных евреев. Описание египетских казней в оратории занимает десять номеров (4—13). В четвертом номере рассказывается о том, как вода во всех источниках превратилась в кровь; в пятом — о лягушках, разносивших чуму; в шестом — о налетевших стаях мух и саранчи, уничтоживших посевы; в седьмом — о разразившемся дожде с градом; в восьмом — о страшной мгле, покрывшей землю, и т. д. и т. п.) и происшедшего чуда: перехода евреев через море и гибели египтян. На протяжении всей второй части оратории народ восхваляет бога, торжествуя и радуясь избавлению от рабства.

Героя — весь народ — олицетворяет хор. Произведение состоит из законченных номеров, в которых последовательно описываются ниспосланные богом казни, а затем передаются переживания народа. В оратории нет драматических столкновений и конфликтов, нет обрисовки отдельных лиц. «Израиль в Египте» — народная хоровая эпопея, или, как называет ее Ромен Роллан, «безликая эпопея». Хоры определяют склад и характер музыки. Из тридцати номеров, составляющих композицию, девятнадцать отведено хорам; остальные номера — четыре арии, три дуэта, четыре коротеньких речитатива — имеют второстепенное значение. Возможно, что упомянутые выше несколько арий и дуэтов Гендель ввел лишь с целью разнообразить некоторую однотонность сплошного хорового звучания, хотя он не останавливается и перед тем, чтобы подряд, один за другим дать восемь хоровых эпизодов.

В «Израиле в Египте» Гендель демонстрирует редкую творческую изобретательность, непревзойденное мастерство хорового письма. Он виртуозно использует громадные выразительные возможности, заложенные в самой природе хоровой музыки: насыщает фактуру полнозвучием восьмиголосного хорового состава, извлекает множество эффектов из противопоставления двух четырехголосных хоров: излагает их то в форме фуги или свободной имитации, то собирает все звучание в стройные аккордовые колоннады, часто противопоставляет хор с оркестровым tutti воздушному звучанию a cappella или один солирующий голос — всей массе хора и оркестра.

Оркестр существенно дополняет хор. Положение оркестра в оратории «Израиль в Египте» не ограничивается вспомогательной, аккомпанирующей ролью. Происходящие по легенде события (египетские казни, переход через Чермное море, гибель египтян) представлены в виде серии красочных музыкальных картин и обрисованы средствами оркестровой музыки. Таким образом, задача изобразительная, описательная в «Израиле в Египте» возложена на оркестр. Живописуя и иллюстрируя смысл произносимого хором текста, оркестр способствует «наглядности», конкретной образности музыкального письма.

В. Галацкая

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Георг Фридрих Гендель

Год создания

1739

Дата премьеры

04.04.1739

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Германия

просмотры: 10825
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть