ДВА ДНЯ (Les deux journées) / Водовоз (Le porteur d'eau) — музыкальная комедия Луиджи Керубини в 3 действиях, либретто Ж. Н. Буйи.
Премьера: Париж, театр «Фейдо», 16 января 1800 г. Опера обошла сцены Европы под заглавием «Водовоз».
Действие развертывается в XVII в. во Франции. Желая сломить сопротивление парижского парламента, кардинал Мазарини приказал арестовать его главу, графа Армана, с женой Констанс. Войска кардинала охраняют парижские заставы, не пропуская никого. Смелый, благородный водовоз Микели, зная, что Арман защищает интересы народа, решает спасти его и Констанс. Он приводит их в свой дом и, предвидя возможность появления солдат Мазарини, укладывает графа в постель, а графиня по его совету надевает платье дочери Микели Марселины. Пришедшие солдаты не обнаруживают ничего подозрительного: лежащего в постели графа водовоз называет своим отцом, а графиню — дочерью. Сын Микели Антонио, вернувшийся домой, узнает в графе человека, некогда спасшего ему жизнь. Пришел черед отплатить добром за добро. Микели составляет план спасения Армана и Констанс. На следующий день должна состояться свадьба Антонио в соседней деревне. Он возьмет с собой Констанс, у которой будет паспорт Марселины, а Микели переправит графа через заставу в своей водовозной бочке. Так и происходит. Правда, лейтенант на заставе не хочет пропускать Констанс, поскольку приметы в паспорте не совпадают с ее внешностью, но, узнав в задержанной женщине ту, кого он видел в доме Микели, велит пропустить мнимую Марселину и ее «брата» Антонио. Микели удается обмануть лейтенанта, разыскивающего Армана, за голову которого обещана большая награда, и граф, выйдя из бочки, исчезает за заставой. Антонио благополучно доставляет Констанс в деревню, а добравшийся туда граф прячется в дупле огромного дерева.
Пришедшие на свадьбу солдаты преследуют графиню, и, охваченная страхом, она зовет на помощь мужа. Забыв о смертельной опасности, Арман выскакивает из дупла. Солдаты схватывают его, но прибежавший Микели сообщает, что королева Анна даровала прощение главе парламента.
Музыка «Водовоза» — одна из вершин творчества Керубини. Эмоциональная выразительность, драматизм, экспрессия отмечают партитуру. С глубокой симпатией обрисованы Микели и Антонио, чистые сердцем, бескорыстные сыновья народа. Проникновенный лиризм характерен для образов Армана и Констанс. Выразительны ансамбли, передающие и драматизм ситуации, и контрастность характеров. Таково трио II д., в котором противопоставлены резкие интонации лейтенанта на заставе, умоляющие — Констанс и полные участия и спокойствия — Антонио. Не менее выразительно трио I д., где Арман и Констанс благодарят Микели, а тот отвергает благодарность: он лишь выполнил свой долг. «Водовоз» — ярчайший образец «оперы спасения», оказавший воздействие на «Фиделио» Бетховена.
В России опера не сходила со сцены с начала XIX в. Впервые она была исполнена в 1804 г. в Москве на сцене Петровского театра, в Петербурге — 7 февраля 1813 г. в Малом театре. В роли Микели выступали В. Самойлов, М. Щепкин и др. В XX веке после долгого перерыва к «Водовозу» обратился ленинградский Театр оперы и балета (1933, под названием «У парижской заставы», под управлением В. Дранишникова). Одна из последних постановок была осуществлена в Париже в 1980 г.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
- Микели, водовоз, бас или баритон
- Даниэль, его отец, бас
- Антонио, сын Микели, тенор
- Марцелина, дочь Микели, сопрано
- Граф Арманд, председатель парламента, тенор
- Констанца, его жена, сопрано
- Семос, фермер, тенор
- Анжелина, его дочь, сопрано
- Офицер, баритон
Первое действие
В домике парижского водовоза Микели оживленно. Сын водовоза Антонио женится на дочери богатого фермера Семоса — Анжелине. Завтра должна состояться их свадьба в деревеньке Гонессе, расположенной неподалеку от столицы. Сейчас Антонио прибыл в город пригласить на торжество свою сестру Марцелину. В ожидании отсутствующего отца Антонио рассказывает дедушке Даниэлю и сестре о приключившемся с ним в детстве происшествии. Он был застигнут в горах снежным бураном. Не миновать бы Антонио гибели, замерз бы мальчишка в диких и пустынных местах, если б не подоспевшая неожиданно помощь. Рискуя своей жизнью, неизвестный человек спас жизнь Антонио. Немало лет прошло с того дня, савоярский мальчуган стал взрослым мужчиной, но до сих пор с благодарностью вспоминает он своего неизвестного спасителя. Приход Микели обрывает воспоминания. Водовоз вернулся домой озабоченным. Он ожидает важного гостя, а потому Антонио и Марцелина должны сами похлопотать о паспортах, необходимых для выезда из города. Услав детей, Микели погружается в глубокое раздумье. Над семьей его нависла грозная опасность. В своем домике водовоз тайком от всех скрыл истинного друга народа — председателя парижского парламента графа Арманда и его жену Констанцу. Их жизнь в опасности — за ними по пятам рыщут ищейки кардинала Мазарини, ворота парижских застав заперты, каждый человек, покидающий , столицу, тщательно проверяется, по всему городу идут обыски и облавы. Вот и сейчас з домик водовоза врывается стража. Если граф будет обнаружен, Микели не сносить головы. Но не о себе думает водовоз, мысли его устремлены к тому, чтобы спасти Арманда. Смекалистый Микели ловко обманывает солдат кардинала. Уложив графа в постель, он выдает его за своего отца Даниэля, переодетую же в крестьянское платье Констанцу выдает за дочь Марцелину. На этот раз стражников удалось провести. Но как быть дальше? В городе графу оставаться нельзя. Надо сделать так, чтобы Арманд и Констанца смогли миновать парижскую заставу. Микели изобретает хитроумный план. Констанца, снабженная паспортом Марцелины, отправится с Антонио на свадьбу в деревню Гонессу. Граф же выберется из города, спрятанный в бочке водовоза. Это предложение с радостью принимается всеми. Особенно рад Антонио. В графе Арманде он узнал своего отважного спасителя и счастлив, что может, наконец, отплатить ему добром за добро.
Второе действие
У ворот парижской заставы идет строгая проверка документов. Дежурный офицер разрешает проход Антокио, но Констанцу задерживает. Ее приметы не совпали с перечисленными в паспорте. К счастью, начальник заставы накануне был с обыском в доме Микели и видел Констанцу в платье Марцелины. Он приказывает пропустить спутницу Антонио. Наступает черед самого графа. За ночь Микели успел соорудить в водовозной бочке второе дно и под ним спрятал Арманда. Подъехав к заставе, водовоз сообщает начальнику заставы, что недавно в одном из городских домов видел разыскиваемого стражей графа. Офицер и солдаты, не медля, бросаются в указанном водовозом ложном направлении — они торопятся поймать Арманда, чтобы поскорей получить назначенное за его голову высокое вознаграждение. Благодаря хитрости и находчивости водовоза, Арманд получает возможность невредимым улизнуть из Парижа.
Третье действие
В деревне Гонессе перед домом Семоса, отца невесты Антонио — Анжелины, собрались крестьяне. Всем не терпится начать веселую свадебную пирушку, но жених еще не вернулся из Парижа. Вдруг раздаются звуки военного марша. Это в деревню прибыл полк солдат, напавших на след бежавшего из Парижа графа Арманда. Военные — столь редкие гости в деревне, что подивиться на них спешат все крестьяне. Вместе с ними, заперев дом на замок, уходят на площадь и Семос с Анжелиной. Поэтому Антонио, появившийся в сопровождении Арманда и Констанцы, вынужден спрятать графа в большом дупле дерева, растущего неподалеку от дома Семоса. Неожиданный случай чуть было не расстроил все планы водовоза. Констанца, направившаяся к дуплу, чтобы передать мужу еду, привлекла внимание двух солдат, и они набросились на приглянувшуюся им красивую женщину. Ее крики о помощи заставляют графа позабыть об осторожности — с оружием в руках выскакивает он из своего убежища. Поспешивший к месту происшествия офицер опознает Арманда и приказывает солдатам взять его под арест. Попавшего в беду графа и на этот раз выручает водовоз. Запыхавшись, прибегает он из Парижа с радостной вестью: королева, напуганная возрастающим недовольством народа, помиловала всех членов парламента.
Дискография: CD — Intaglio. Дирижер Бичем, Микеле (Поль), Констанс (Мишо), Арманд (Джанотти).