Hans Heiling
Романтическая опера Генриха Маршнера в трех действиях с прологом, либретто Ф. Э. Девриента.
Премьера: Берлин, 24 мая 1833 г.; в России — Москва, Большой театр, 7 января 1838 г. (под названием «Ганс Гейлинг, или Царь земных духов»); в 1902 г. опера исполнена силами учащихся Московского филармонического училища.
Основные действующие лица:
Гейлинг (баритон), Анна (сопрано), Конрад (тенор), Королева подземных духов (сопрано).
Ганс, сын Королевы духов, влюбляется в земную девушку Анну и хочет стать человеком. Но у Анны он вызывает только страх. Ее любовь принадлежит юноше Конраду. Мстительный Гейлинг хочет убить Конрада. Однако в последний миг, когда Конрад уже находится в его власти, он под влиянием матери дарует ему жизнь и возвращается навеки в подземный мир духов.
Опера Маршнера — яркий образец романтико-фантастического сочинения в духе веберовских традиций, сочетающее в себе возвышенно-фантастические и жанровые элементы. Пользовалась большим успехом в 19 веке. Одно из лучших сочинений композитора. На русской сцене впервые поставлена в Большом театре (1838) с участием Лаврова, Бантышева и др. известных артистов. В настоящее время исполняется редко. В 1984 на Уэксфордском фестивале заглавную партию исполнил Лейферкус. В 1994 поставлена в Пфорцхейме.
Е. Цодоков
В основе этой оперы, опирающейся на традиции Вебера,— чешская народная легенда, обработанная, в частности, в рассказе Т. Кернера. Либретто Девриента первоначально предназначалось для Ф. Мендельсона, но было им отвергнуто.
Гейлинг, сын царицы подземного царства, отрекается от власти над духами во имя любви к земной женщине, Анне. Он хочет стать человеком. Но между ним и Анной лежит пропасть, и Гейлинг тщетно пытается перешагнуть ее: он вызывает в Анне страх. Ее любовь принадлежит юноше Конраду. Мстительный Гейлинг грозит убить Конрада. Однако жизнь среди людей не прошла бесследно: в последний миг, когда соперник уже находится в его власти, Гейлинг под воздействием своей матери дарует ему жизнь и возвращается навеки в подземный мир. Только люди могут быть счастливы на земле — духи, кобольды, гномы обречены обитать в ее недрах.
Маршнер, следуя традиции Вебера, сочетает фантастические и жанрово-бытовые, даже комедийные сцены. Музыка носит балладный характер. Действие развертывается на пестром бытовом фоне, раскрывающем обрядовую сторону жизни. Гейлинг — типично романтическая фигура, во многом предваряющая главного героя вагнеровского «Летучего Голландца». Как и тот, Гейлинг может обрести счастье, лишь найдя любовь и верность женщины. Он страстно стремится войти в круг земной жизни, узнать радости и счастье человека. Борьба в его сердце зловещего, жестокого начала с человеческим выражена Маршнером убедительно. Всего сильнее в музыке ее жанровая сторона. Сцены в подземном царстве уступают реалистическим.
А. Гозенпуд
Дискография: CD — Marco Polo. Дирижер Кернер, Ганс Гейлинг (Мор), Королева подземных духов (Хайошова), Анна (Сениглова), Конрад (Маркус).