Manfred, Op. 115
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.
История создания
В 40-е годы Шуман обращается к крупным вокально-симфоническим жанрам, причем стремится к их нетрадиционному воплощению. Они не стали вершиной творчества композитора, хотя оратории «Рай и Пери» и «Сцены из «Фауста» Гёте» изредка звучат и полтора столетия спустя. Работа над «Фаустом» растянулась почти на десять лет (закончен в 1848 году); в перерыве была написана опера «Геновева» и вскоре по ее окончании (август 1848 года) — «Манфред». Композитор определил его жанр так: «Драматическая поэма с музыкой... нечто совсем новое, неслыханное».
Крупнейший английский поэт-романтик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788—1824), оказавший сильнейшее влияние на искусство XIX века, в драматической поэме «Манфред» (1817) создал образ нового героя, навсегда связанного с его именем. Одинокий, гордый, дерзкий, разочарованный в жизни и презирающий людей с их мелкими повседневными заботами, он бросает вызов и небу и аду. Он познал тайны природы, ему подвластны духи. Но ни знания, ни могущество не могут дать Манфреду единственного, чего он жаждет, — забвения. Его терзают воспоминания о прошлом, скрывающем какое-то страшное преступление. Манфред ищет смерти, но смерть бежит от него. Тогда он дерзает проникнуть в чертог владыки мертвых и заклинает богиню возмездия вызвать тень Астарты. Когда-то Манфред был счастлив с прекрасной Астартой, единственным существом на земле, родственным ему по духу. Но Астарта погибла, и погубила ее любовь Манфреда. Он ищет ее, терзаясь воспоминаниями о прошлом, среди горных вершин Швейцарии, среди альпийских водопадов. И вот теперь тень Астарты является ему и возвещает конец страданиям, близящуюся смерть. Напрасно ждет Манфред ответа на свои мольбы, полные страстного отчаяния: простила ли она его, встретятся ли они вновь, любит ли она его еще? В ответ доносится лишь тихое «Прощай». Умирающего героя посещает аббат, убеждая покаяться в грехах; слетаются демоны, чтобы завладеть его душой. Но Манфред остается непреклонным и умирает так же гордо, бесстрашно и одиноко, как жил.
Подобные герои нередки в произведениях Байрона. В них немало черт самого поэта, бросившего вызов великосветскому обществу, которое единодушно осудило его как распутника, мятежника, врага Англии и вынудило в 1816 году навсегда покинуть родину. Байрон сожалел лишь о разлуке со своей сводной сестрой Августой Ли, никогда ни в чем не упрекавшей, искренне любившей и понимавшей его. На эту любовь бросал страшную тень призрак инцеста — именно его увидели современники в темных, недосказанных, но трагических отношениях Манфреда и Астарты.
Байроновский «Манфред» был любимым произведением Шумана, и музыку к нему — увертюру и 15 небольших номеров — он написал быстро: за октябрь-ноябрь 1848 года в Дрездене. Первое исполнение увертюры состоялось во время «Шумановской недели» в Лейпциге оркестром «Гевандхауза» под управлением автора 14 марта 1852 года. А постановка драматической поэмы Байрона с музыкой Шумана — в Веймарском театре под управлением Листа 13 июня того же года. Вскоре увертюра — одно из лучших симфонических сочинений Шумана — стала популярной концертной пьесой.
Увертюра не рисует события поэмы или ее фон: образы природы, фея Альп, духи зла, аббат появляются лишь в последующих номерах. Увертюра — это портрет мятущейся души, картина сложного, противоречивого психологического мира героя. Шумана не привлекают гордый индивидуализм, титаническая мощь, богоборчество, сила разума байроновского персонажа. В музыке он предстает страдающим человеком, скитальцем, который жаждет покоя и ищет его в смерти, что неожиданно сближает этого Манфреда с героем вагнеровского «Летучего голландца», вышедшего на сцену за пять лет до создания музыки к поэме Байрона. Шуман вносит еще одну тему, роднящую его произведение как с вагнеровскими творениями, так и с традицией немецкой романтической оперы в целом, — тему искупления греха любовью. Ибо заключительная сцена в трактовке Шумана прямо противоположна байроновскому финалу: герой прощен, и искупление греха дарует ему любовь прекрасной женщины, принесшей себя в жертву. Так «Манфред» перекликается не только с «Летучим голландцем», но и с «Тангейзером» (1845), которого Шуман слышал, однако так до конца и не понял: вообще творчество Вагнера осталось ему чуждым.
Музыка
Мятущийся характер музыки подчеркнут в первых же тактах увертюры. Три стремительных синкопированных аккорда tutti обрываются долгой паузой. Медленно и тихо струнные с солирующим гобоем интонируют скорбную, томительную хроматизированную тему. В перекличках скрипок зарождается новый мотив — тревожный, порывистый, устремленный вперед, который разрастается в основную тему быстрого раздела увертюры. Ее можно назвать темой Манфреда (хотя в последующих номерах она не встречается). В непрерывном развитии, смене тональностей рождаются новые краткие темы, объединенные общими интонационными оборотами. В них слышатся тихая мольба и настойчивый вопрос, энергичная решимость и любовное томление. Одна из этих тем появится в последующих номерах и будет связана с Астартой. Темы органично развиваются, сплетаются, видоизменяются в перекличках различных групп инструментов, воплощая тончайшие оттенки психологических состояний. Устремляющиеся вверх мотивы скрипок и флейт уступают место глубоким голосам фаготов, альтов и виолончелей; энергично утверждаются всем оркестром волевые аккорды с пунктирным ритмом. Новые волны нарастания приносят тревожную первую тему, за ней — группу лирических. Но вот в настойчивый вопрос вплетаются приглушенные обороты похоронного марша, лирические темы дробятся, рассыпаются в столкновении с траурными аккордами трех труб. Все глуше звучность, все более замедляется движение у скрипок, подводящее к медленной коде, подобной медленному вступлению. Борьба бесплодна. Круг замкнулся. В последний раз сопоставляются лирика (мотив Астарты у флейты) и порыв (мотив Манфреда у скрипок), и все завершается скорбными аккордами.
А. Кенигсберг
Увертюра к «Манфреду» (1849) отразила общую идею байроновской философской поэмы в преломлении композитора. Манфред, с его глубоким и пытливым умом, но разъедаемый скепсисом и разочарованный в людях, этот Фауст XIX столетия, таил в себе, с точки зрения Шумана, нечто глубоко типичное для современности.
С бетховенской страстностью и драматизмом Шуман создает в увертюре свой образ Манфреда, вечно мятущегося, противоречивого и сложного, с его неразрешимым душевным конфликтом и трагическим концом. Эта увертюра является прямым потомком бетховенских увертюр, в частности «Кориолана». Ни в одной своей симфонии Шуман не достиг подобной степени драматизма, контрастности и насыщенности тем.
Яркие черты романтического поэмного симфонизма (интонационные связи, отсутствие ясных границ между партиями, значительная роль колористического элемента) гармонически сочетаются с бетховенским динамичным, целеустремленным развитием, с ясной драматургической функцией каждой темы.
Смелость и оригинальность увертюры к «Манфреду» ставит ее рядом с лучшими фортепианными произведениями Шумана, а глубиной мысли и эмоциональной мощью она превосходит их.
В. Конен
Вокально-драматические произведения Шумана →
Симфоническое творчество Шумана →