Piano Sonata No. 2 (f-moll), Op. 14
Соната № 3 фа минор Роберта Шумана уступает в популярности двум другим сонатам, но не уступает им ни в красоте мелодий, ни в совершенстве формы. Однако форма ее весьма своеобразна. По внешним признакам произведение представляет собою сонатный цикл (четырехчастный), однако по сути своей является серией свободных вариаций на одну тему. Необычность произведения прекрасно осознавалась композитором: «Вы сможете удивляться, какие существуют на свете странные причуды», – писал он пианисту-виртуозу Игнацу Мошелесу, обещая вскоре прислать новое фортепианное сочинение.
Создавая Третью сонату, Шуман не сразу определился и с жанровым наименованием, и со структурой цикла. Первоначально произведение состояло из пяти частей, среди которых было два скерцо. В таком виде рукопись была передана летом 1836 г. издателю Гаслингеру. Однако такой вариант вызывал у автора сомнения: он исключает оба скерцо и издает произведение, ставшее теперь трехчастным, под названием «Концерт без оркестра» (по этой причине другая соната, полностью завершенная в 1838 г., стала Второй). Но, как известно со слов Шумана, Игнац Мошелес указывал на то, что это все-таки не концерт – в произведении нет того «бравурного блеска», на который обычно обращается особое внимание в жанре инструментального концерта. Пианист советовал Шуману назвать произведение «большой сонатой» по образцу аналогичных сочинений Бетховена и Вебера. Шуман последовал этому совету в 1853 г. – тогда он издал произведение под заглавием «Третья большая соната», восстановив при этом одно из исключенных им ранее скерцо (второе скерцо, входившее в сонату в ее первоначально варианте, впоследствии вошло в число шумановских произведений, изданных после смерти композитора).
Основная тема, из которой «вырастает» весь тематизм Третьей сонаты, принадлежит перу Клары Вик (из какого именно ее произведения она позаимствована, точно не установлено, но тот факт, что тема сочинена Кларой Вик, сомнений не вызывает).
Из всех четырех частей сонаты особым богатством и разнообразием отличается первая часть – Allegro, в которой энергичная мужественность сменяется глубокой скорбью, а задумчивая элегичность соседствует с радостной возбужденностью. В многочисленных вариантах темы Клары Вик проявляется неистощимая творческая фантазия композитора – это не столько варьирование темы, сколько рождение на ее основе собственных музыкальных мыслей, для которых исходная тема остается всего лишь отдаленным прообразом. Например, главная партия являет собою пример вдохновенной шумановской кантилены – свободно льющаяся мелодия широкого дыхания словно «преодолевает» границы тактов в порыве лирического чувства. Ее изложение обогащается фактурой с элементами полифонии. В преображенном виде главная партия предстает в разработке, где она излагается в мажорном ладу, приобретая несколько иное образное содержание. Форма первой части – двойная сонатная: за репризой следует вторая разработка, а затем – кода.
Часть вторая – Scherzo. Molto comodo – представляет собою скерцо, одно из тех, которые вызывали столь серьезные сомнения у композитора, что он исключил их – и остается только радоваться, что это скерцо он в итоге сохранил. Оно завораживает своей энергичностью, действенностью, которой контрастирует образный строй среднего раздела. Принцип вариационности преломляется здесь столь же своеобразно, как и в первой части: начальные звуки темы Клары Вик становятся той интонационной «основой», на которой зарождается новая мелодия – тема скерцо.
Вариационная форма получает наиболее полное и непосредственное выражение в третьей части – Quasi Variazioni. Andantino de Clara Wieck. Часть представляет собой цикл строгих вариаций на тему, происхождение которой композитор не скрывает и даже подчеркивает, предпослав части подзаголовок «Андантино Клары Вик». Трудно сказать, как именно звучала эта мелодия в оригинале, но у Шумана тема предстает в облике задушевной «песни», очаровательной в своей скромности. Цикл отличается краткостью – в нем всего четыре вариации, однако музыкальный образ в них трансформируется постепенно, всё в большей степени удаляясь от исходной темы. Это становится особенно ощутимым в третьей вариации (Passionato) – легкой и в то же время исключительно страстной, а также в последней – четвертой – с ее драматизированной «диалогичностью».
Четвертая часть, исполняемая в предельно быстром темпе – Prestissimo – исполнена безудержного, стремительного движения и страстных эмоций. В этом движении возникают краткие мелодические фрагменты. «Безудержный поток» словно сметает границы разделов формы, делая их почти неощутимыми, и в этом заключается известная сложность для исполнителя: при недостаточном богатстве исполнительских нюансов финал Третьей сонаты Шумана может показаться несколько монотонным.
Фортепианное творчество Шумана →