Опера Бедржиха Сметаны «Либуше»

Композитор
Дата премьеры
11.06.1881
Жанр
Страна
Чехия

«Либуше» (чеш. Libuše) — торжественная опера Б. Сметаны в 3 частях; немецкое либретто И. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера.

Премьера: Прага, 11 июня 1881 г., под управлением А. Чеха.

Это эпическое произведение было задумано Сметаной как торжественное представление, предназначенное для исполнения лишь в дни национальных празднеств. Работа над ним началась в 1861 г. и завершилась в 1872-м, однако композитор отказался от исполнения оперы на небольшой сцене Временного театра в Праге, отложив постановку до возведения здания Национального театра. Именно премьерой «Либуше» этот театр и открылся в июне 1881 г., а затем повторно, восстановленный после пожара,— 18 ноября 1887 г. Опера, опирающаяся на народные чешские предания, проникнута высоким духом патриотизма, верой в грядущее освобождение родины, полна оптимизма. Основа сюжета — поэма «Либушин суд» из так называемой Зеленогорской рукописи. Издатели ее утверждали, что это подлинный памятник древней чешской литературы, но в действительности она написана В. Ганкой и И. Линдой на основе старинных сказаний. В истории национальной культуры Зеленогорская, как и Краледворская, рукопись сыграла выдающуюся роль, утверждая идеалы гражданственности и патриотизма, всеславянского единства, борьбы против немецких поработителей.

Действие происходит в глубокой древности. Чехией управляет мудрая княжна Либуше. Покой и мир страны нарушают распри братьев Хрудоша из Отавы и Штяглава из Радбуже из-за наследства, но главное, из-за дочери их дяди Лютобора Красавы, в которую они влюблены. Либуше призывает братьев на суд и предлагает решить дело миром: разделить имущество поровну или владеть им сообща. Хрудош, возмущенный этим решением, оскорбляет Либуше, заявляя, что женщине не подобает судить мужчин. Либуше просит народ избрать князя, за которого она выйдет замуж. Народ предоставляет ей выбор. Либуше называет Пржемысла, который давно уже ее любит. Это земледелец, знающий тяготы крестьянского труда. Избрание его князем Чехии не удовлетворяет только Хрудоша, но и он уступает настояниям Красавы: ее отец не даст согласия на их брак, если бунтовщик не смирится. Пржемысл и Либуше начинают свое правление с милости, они прощают Хрудошу его вину. Либуше предвещает чешскому народу славное будущее. Чредой проходят образы героев Чехии — Бржетислава, Ярослава из Штернберка, Отакара II, императора Карела (Карла IV), Яна Жижки, Ииржи из Подебрада. Перенеся испытания, народ обретает свободу.

«Либуше» не опера в обычном смысле этого слова, но еще менее она похожа на "Парсифаль" Вагнера, с которым ее сопоставляли немецкие критики. Музыкальный язык ее торжествен и величав, органически связан с народным творчеством. Духом песенности овеяны вокальные партии. В наследии великого композитора эта опера занимает место рядом с циклом симфонических поэм «Моя родина». За пределами Чехословакии она исполняется нечасто (Вена, 1924; Загреб, 1933; Любляна, 1934). В нашей стране «Либуше» звучала по радио в 1951 г. с Н. Рождественской в главной партии.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Либуше, чешская княжна (сопрано)
• Пржемысл из Стадиц (баритон)
• Братья: Хрудош с Отавы (бас) и Штяглав с Радбузы (тенор)
• Лютобор с Доброславских холмов, их дядя (бас)
• Радован с Каменного моста (баритон)
• Красава, дочь Лютобора (сопрано)
• Радмила, сестра Хрудоша и Штяглава (контральто)
• Старшины, воины, священнослужители, сенные девушки двора Либуше, челядь Пржемысла, народ

Действие происходит в чешских землях в языческие времена.

В Вышеградских палатах Либуше, дочь покойного князя Крока, окруженная сенными девушками, готовится выйти к народу, чтобы вершить суд.

Просить суда княжны пришли братья Хрудош и Штяглав, поссорившиеся из-за отцовского наследства. Либуше велит Хрудошу вернуть незаконно отнятые у Штяглава земли, но Хрудош не согласен подчиниться решению женщины. Он оскорбляет Либуше. Княжна обращается ко всем присутствующим с просьбой избрать себе князя, а ей мужа. Народ любит Либуше и верит ей. Пусть она сама изберет себе супруга, правителя Чехии. Либуше посылает сватов к Пржемыслу.

На лесной поляне похоронен брат Лютобора, отец Хрудоша и Штяглава. Сюда Лютобор, как старший в роде, призывает Хрудоша, чтобы покарать за недостойное поведение. Хрудоша опережает дочь Лютобора Красава. Она признается отцу, что виновата в размолвке братьев: Красава и Хрудош любят друг друга, но, желая помучить Хрудоша, девушка сказала, что предпочитает ему Штяглава. На поляне появляется Хрудош. Он знает, что встреча с дядей сулит недоброе, но мысли его заняты лишь лукавой Красавой. Происходит объяснение молодых людей. Красава уговаривает возлюбленного помириться с братом и просить прощенья у княжны. Лютобор обещает пощадить Хрудоша, если Либуше простит его.

У себя в Стадицах Пржемысл занят сельскими работами. В них он ищет забвение, так как давно отчаялся возбудить в Либуше ответное чувство. Посольство, посланное княжной, сообщает ему счастливую весть: он будет чешским князем, мужем Либуше. Все славят Пржемысла. Радость омрачена лишь известием о последнем суде, об оскорблении, нанесенном княжне Хрудошем. Пржемысл готов жестоко покарать дерзкого. Торжественный кортеж отправляется в Вышеград.

В княжеских хоромах Либуше ожидает жениха. Она счастлива: братья помирились, вновь все спокойно в чешских землях, а ее ожидает брак с любимым. Либуше обращается к покойному отцу с мольбой благословить ее и родную землю.

Снова фанфары сзывают народ на княжеский суд. Но на этот раз судья — Пржемысл. Либуше просит супруга помиловать Хрудоша, и Пржемысл прощает его. Счастливая Либуше восходит на трон. Вглядываясь в даль, она рассказывает об открывающихся ей картинах грядущего. Перед ее взором возникают образы князя Бржетислава, расширившего и укрепившего чешское государство; славного полководца Ярослава; собирателя земли чешской, короля Пржемысла Отакара II; основателя Пражского университета императора Карла; последнего чешского короля, избранного народом — Йиржи Подебрадского. Либуше повествует о героической борьбе гуситов, называет имена Яна Жижки и Прокопа Большого; предсказывает возникновение новой славной столицы Чехии — красавицы Праги. Все провозглашают «Славу» чешскому народу.

История создания

Первоначальные наброски оперы относятся к 1861 году. В течение многих лет Сметану привлекала мысль создать оперу на основе народных легенд о княгине Либуше, мудрой правительнице Чехии, воспетой многими деятелями чешского искусства. Эту оперу композитор задумал, желая прославить Чехию, ее героическое прошлое, ее прекрасное будущее. В 1866 году Й. Венцигом (1807—1876) было закончено либретто, а в 1872 году Сметана завершил «Либуше». Он назвал ее «Торжественным представлением в трех частях», оговорив, что ее не следует показывать как обычный спектакль. По замыслу композитора, «Либуше» должна исполняться лишь в особых случаях, в ознаменование праздничных событий. Поэтому Сметана очень долго отказывался от постановки оперы. Ее премьеру он решил приурочить к торжественному открытию Национального театра в Праге, фундамент которого был заложен в 1868 году. Но премьера «Либуше» смогла состояться лишь 11 июня 1881 года. Постановка оперы вызвала большой патриотический подъем. Сейчас спектаклем «Либуше», как правило, начинается сезон Пражского оперного театра.

Музыка

«Либуше» — эпически величавое произведение, прославляющее родину и народ. Тон повествования строгий и торжественный, декламация возвышенная, могучие хоровые фрески придают опере черты монументальной оратории, а партия оркестра наделена богатством и красочностью колорита.

В увертюре звучат темы, рисующие Либуше. Первая картина первого акта (он называется «Либушин суд») — сцена в палатах княжны, где звучит ее ариозо «Вечный боже», — широкораспевное, насыщенное народно-чешскими оборотами. Ей контрастирует бурная, взволнованная музыка, передающая душевное состояние Красавы.

Начало второй картины — речитативная сцена, обрамленная хором. Выход Либуше сопровождается ее арией «Вы, судьи», полной энергии, решимости и величия. В сцене суда речитативные высказывания перемежаются репликами хора. Акт заканчивается хором, славящим Либуше и ее жениха.

В первой картине второго акта (он называется «Либушин брак») господствует сумрачный тревожный колорит. Ария Красавы «Отец мой» — скорбная и страстная. В сцене Красавы и Хрудоша музыка постепенно преображается, приобретая черты взволнованной лирики, экзальтации.

Во второй картине преобладают светлые пасторальные тона. Ария Пржемысла «Солнышко греет» — проникновенно лирична; в дальнейшем в ней звучат героические мужественные интонации. Финал второго акта — снова мощная хоровая сцена.

В первой картине третьего акта (он назван «Пророчества») ария Либуше «Мир снова воцарился» носит просветленный характер. Ее сменяет большой ансамбль, а затем горделивое, исполненное счастья ариозо «То он». Кульминация оперы — пророчество Либуше. Музыка, рисующая события истории Чехии, становится то тревожной, то грозной, то величественной. Заканчивается опера торжественным гимническим хором.

М. Друскин


Особое место в творчестве Сметаны занимает опера «Либуше» (1871—1872). Композитор назвал ее «торжественной картиной» и настаивал, чтобы она ставилась не в повседневной обстановке, а лишь в исключительных случаях — в дни народных празднеств. Так это делается в Чехословакии поныне.

«Либуше» — эпически величавое произведение, прославляющее родину и народ. Тон повествования строгий и торжественный, декламация возвышенная, могучие хоровые фрески придают опере черты монументальной оратории, а партия оркестра наделена богатством и красочностью колорита.

Сметана положил в основу своего произведения народные сказания о мудрой княгине, призывавшей народ к единению. Легендарные пророчества Либуше о грядущей славе Чехии издавна пробуждали чувства патриотизма и светлого оптимизма, служили источником вдохновения многих поэтов и музыкантов.

Опера имеет три части (акта). В первой — «Либушин суд» — говорится о тяжбе Штяглава с Хрудошем, который отказался подчиниться приговору княгини, так как он вынесен женщиной.

Во второй части — «Либушин брак» — рассказывается о том, как Либуше решила взять себе в мужья «крестьянского князя» Пржемысла; в «сцене под липами» народ чествует мудрую правительницу.

В третьей части — «Пророчества» — словно оживают картины исторического прошлого Чехии: в видениях возникают образы государственных мужей, их деяний, народных полководцев Яна Жижки и Прокопа Большого в окружении гуситских воинов (в четвертом эпизоде); наконец, развертывается величественная панорама пражского Кремля, именуемого Градчаны (в шестом эпизоде): возглашается грандиозная финальная «Слава» чешскому народу.

Возвышенно-героическим тонусом звучания проникнута музыка оперы. Она открывается и завершается темой Либуше, играющей ведущую роль в драматургии произведения. Эта фанфарного склада тема претерпевает различные изменения, предстает то в героическом, то в лирическом преломлении (Лейтмотивами наделены и князь Пржемысл, Хрудош и Штяглав. С темой Либуше связан мотив суда. Вновь используется и мотив чешской земли.). Героика оттеняется также идиллическими сельскими сценами.

Огромной силы и мощи выражения добивается композитор в тех эпизодах видений Либуше, где он вводит в музыкальную ткань мелодию боевого походного гимна таборитов «Кто вы, божьи воины» и придает ей поистине грозные очертания:

Непреклонная воля, несокрушимая энергия выражены в этих эпизодах. Так многостороннее освещение получает мужественная борьба народа и его страстное влечение к свободе.

«Это моя лучшая работа в области высокой драмы»,— говорил композитор. Действительно, по цельности, монолитности выражения она превосходит предшествующие произведения героического плана. Вместе с тем опера эта необычна по замыслу: в ней нет драматизма, медлительно разворачивается свиток событий и, по сути дела, завязка и развитие действия — тяжба братьев и сцены свадьбы — лишь подводят к кульминации, к пророчествам Либуше, где в картинно-повествовательной манере воскрешаются эпизоды счастливых и горестных дней в истории чешского народа и возникают видения его славного будущего.

М. Друскин

Оперное творчество Сметаны →

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама