«Песнь о вещем Олеге», Op. 58 — кантата русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1899).
Состав исполнителей: тенор (Кудесник), бас (Олег), мужской хор, оркестр.
В 1899 г. Россия отмечала столетие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчество великого поэта, которого справедливо именуют «солнцем русской поэзии», не оставляет равнодушным ни одного деятеля отечественной культуры – и было бы странно, если бы Николай Андреевич Римский-Корсаков остался в стороне от такого грандиозного юбилея. Примечательно, что именно в то время композитор работал над оперой на пушкинский сюжет – «Сказкой о царе Салтане». Практически вся опера была написана в течение лета 1899 г., а ряд фрагментов композитор тогда же и оркестровал (пролог, первый акт и часть второго). Но в то же время Николай Андреевич трудился и над другим «пушкинским» сочинением, которое было задумано им еще зимой – кантатой «Песнь о вещем Олеге». В автобиографической книге «Летопись моей музыкальной жизни» композитор признается, что работа над этим произведением служила ему «отдохновением и развлечением».
Выбор литературного источника для кантаты представляется закономерным – Ведь Римский-Корсаков всегда испытывал склонность к сюжетам эпическим и легендарным. Пушкинская «Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 г. – во время южной ссылки поэта. Непосредственным поводом к ее созданию послужило посещение курганов, расположенных недалеко от Киева, один из которых местные жители называли могилой князя Олега. И в «Повести временных лет», и в народных преданиях этот князь предстает как находчивый и умный полководец, мудрый правитель, ему приписывается способность предвидеть будущее. Но в легенде о смерти Олега, изложенной в первой русской летописи и положенной в основу произведения Пушкина, в качестве прорицателя выступает «вдохновенный кудесник». Так наряду с темой неотвратимого рока возникает образ поэта-пророка, противостоящего власти («волхвы не боятся могучих владык») и предрекающего грозному правителю скорое и неизбежное падение (учитывая обстоятельства создания «Песни», неудивительно, что Пушкина привлекала эта тема).
По жанровой природе стихотворение Пушкина представляет собой балладу со всеми ее характерными признаками – сочетанием повествовательности и драматического действия, единой сюжетной линией, относительной сжатостью действия. Этими признаками обусловлена структура кантаты Римского-Корсакова – это одночастное произведение. Мрачное величие эпической древности подчеркивается исполнительским составом – мужской хор, тенор, баритон (ни один женский голос в исполнении кантаты не участвует), причем хор занимает главенствующее положение.
Музыкальная драматургия произведения основывается на системе лейтмотивов. Маршеобразная тема заглавного героя возникает как «запев» басов, подхватываемый всем хором – впрочем, эта маршевая тема возникает еще раньше, в оркестровом вступлении. Интонационно связана с нею тема коня – верного друга князя (связь этих двух персонажей подчеркнута одновременным проведением тем). Пунктирный маршевый ритм – суровый и решительный – пронизывает большую часть музыки, характеризующей князя (лишь в обращении Олега к коню появляются распевные, ласковые интонации). Двухтактный мотив из темы князя, подвергаясь трансформации, приобретает мрачное, угрожающее звучание – в таком виде он становится темой предсказания, которую сопровождает «обвивающая» тема змеи. В момент гибели героя она проводится в увеличении.
Кантата «Песнь о вещем Олеге» была предоставлена композитором Русскому музыкальному обществу – по просьбе этой организации – для одного из концертов. Мировая премьера состоялась в декабре 1899 г., дирижировал сам Римский-Корсаков. Как отмечал автор в «Летописи моей музыкальной жизни», произведение не имело большого успеха. Николай Андреевич отнесся к этому философски, связывая неудачу в первую очередь с недостаточно качественным исполнением (по его свидетельству, «хор был весьма посредственный»).
У Римского-Корсакова не было никаких иллюзий относительно дальнейшей судьбы его детища – не только и даже не столько из-за малоудачной премьеры, сколько из-за того, что «это у нас судьба всех кантат, баллад и т. п. для солистов и хора». Такое положение дел композитор связывает и с организационными трудностями, возникающими в процессе репетиций («солисты любят простое соло, хоры любят просто отдельные хоры»), и тем, что отечественная публика «не умеет и не любит» слушать кантаты (а отсутствие спроса на подобные произведения среди исполнителей заставляет музыкальных издателей относиться к ним настороженно, публикуют их неохотно).
«Очень печально», – резюмировал Римский-Корсаков. Хотелось бы сказать, что время опровергло мрачные прогнозы композитора – но, к сожалению, приходится констатировать, что Николай Андреевич оказался прав: «Песнь о вещем Олеге» и сегодня не принадлежит к числу наиболее известных и часто исполняемых творений Римского-Корсакова, значительно уступая в этом плане его операм и оркестровым сочинениям. И все же иногда кантата появляется в концертном репертуаре – и публика нашего времени имеет возможность насладиться суровой красотой кантаты, которую не оценили в полной мере современники композитора.
История создания
Летом 1899 года Римский-Корсаков работал над оперой «Сказка о царе Салтане». «В качестве отдохновенья и для развлеченья в это же лето я написал «Песнь о вещем Олеге» для соло и хора, задуманную мною, впрочем, еще предыдущей зимою», — вспоминает композитор в «Летописи». «Песнь о вещем Олеге», созданная Пушкиным (1799—1837) в 1822 году, была использована полностью с минимальными изменениями, вызванными особенностями вокального интонирования.
Первоначальный набросок кантаты был закончен уже 25 августа. На рукописи партитуры проставлены две даты: в начале — «26 III 1899 г.», в конце — «окончена 6 X 1899 г.» Кантата (ор. 58) была посвящена памяти Пушкина, столетие которого торжественно отмечалось в этом году. Впервые она прозвучала в Петербурге в симфоническом концерте Русского Музыкального общества 18 декабря 1899 года под управлением автора.
Музыка
Одночастная кантата отличается суровым колоритом, благодаря использованию только мужских голосов. Ее открывает взлетающая вверх маршевая тема оркестрового вступления, а далее все пронизывает решительный пунктирный маршевый ритм, подчеркивающий характер главного героя. Лишь в обращении Олега к коню появляются иные — распевные, ласковые интонации. Драматическая кульминация кантаты — обращение князя к мертвым костям. В заключительном разделе вновь звучит маршевая тема, завершая все произведение своеобразной аркой, подчеркивающей эпический характер древнего сказания.
Л. Михеева