Зальцбург музыкальный

Категории словаря
Зальцбург

Зальцбург (Salzburg) — город в Австрии, центр земли Зальцбург. Один из старейших муз. центров Европы. В древности на территории З. существовала римская колония. С 739 резиденция епископа, с 798 — архиепископа. В сер. 8 в. З. становится крупным очагом хор. иск-ва. Имеются упоминания уже в то время о работе муз. теоретиков и композиторов. Наряду с церк. музыкой в З. развивается иск-во нар. певцов — миннезингеров, что способствовало проникновению в духовную музыку элементов фольклора. В 13–14 вв. значительное развитие в З. получает многогол. пение, культивировавшееся в придв. капелле и соборах. В кон. 14 — нач. 15 вв. в старом романском соборе был установлен первый большой орган с 2024 трубами, в 1502 в соборе Санкт-Петер — орган «Золотой телец» (сохранился до настоящего времени, обновлялся и реконструировался в 18 в.). Начиная с 14 в. в З. живут и работают мн. мастера по изготовлению муз. инструментов — органов, колоколов и др. Среди первых известных органистов З. — Якоб фон Грац (15 в.), мастеров муз. инструментов — В. Гартнер и его сын М. Гартнер (16 в.).

С 16 в. начинается бурное и разностороннее развитие муз. жизни города. Расцвет придв. капеллы был подготовлен в 14–15 вв. музыкантами Г. фон Зальцбургом и О. фон Волькенштейном; в 16 в. важную роль в муз. жизни З. играли руководитель хора при дворе архиепископа учёный-гуманист Вильгельм Вальднер, пользовавшийся европ. известностью как композитор, и органист П. Хофхаймер, теоретик, композитор и руководитель поэтич. школы Й. Стомиус. В конце 16 в. значительное распространение в З. получила нидерл. школа. В 1618–19 состоялись первые оперные спектакли, дававшиеся венецианскими артистами в «Штейнтеатре». В 1622 основан университет, в котором преподавались и муз. дисциплины. Значит. событием стало исполнение в 1628 Торжественной мессы О. Беневоли, написанной на открытие нового здания кафедрального собора.

Со 2-й пол. 17 в. З. наряду с Веной и Инсбруком стал ведущим центром муз. т-ра Австрии. При дворе регулярно давались оперы и оратории в сценич. пост.; конц. исполнения ораторий проходили в кафедральном соборе. Заметное место в муз. жизни занимали близкие по форме к операм т.н. школьные драмы, ставившиеся сначала в гимназии Санкт-Петер, а позже в актовом зале ун-та. Большое развитие получило инстр. исполнительство. В 1703 в кафедральном соборе был установлен новый большой орган, построенный И. К. Эгедахером. В 17 в. закладываются основы муз. образования и нотопечатания. Под рук. хормейстера А. Хофера началась подготовка певцов-мальчиков в специальном ин-те при придв. капелле. В первые десятилетия 17 в. придв. типография выпустила ряд произв. композиторов, работавших в З., в т. ч. М. А. Гемма, Г. И. Ф. Бибера, Г. Муффата, А. Мегерле и др.; позже возник ряд других типографий, в т. ч. крупнейшая из них-так называемая оффицин, основанная Й. Б. Майром и продолжавшая свою деятельность в 18 в.

18 в. характеризуется дальнейшим подъёмом муз. т-ра. Для З. пишут оперы мн. видные композиторы. Спектакли придв. т-ра ставились во вновь воздвигнутом здании «Гартентеатр» Мирабельпарка. На протяжении 18 в. важную роль в муз. жизни З. играли И. Э. Эберлин, А. К. Адльгассер и Л. Моцарт, к-рый занимался также педагогич. деятельностью. Значительными для города явились годы работы в З. в качестве придв. органиста и концертмейстера архиепископского двора его сына — В. А. Моцарта (1769–1777, 1779–81). Уроженец З., он во многом способствовал расцвету муз. культуры города и написал здесь ряд сочинений (в т. ч. оперу «Сон Сципиона», 1772). В последние десятилетия 18 в. в З. подолгу работали М. Гайдн (ставший преемником В. А. Моцарта), И. Э. Эммерт, Б. Хаккер, Г. М. Лолли, Й. Г. Парис, И. Мейснер, Л. Гатти, Д. Фискьетти, В. Реттенштейнер и др. С конца 18 — нач. 19 вв. в зале Бального дома (пристроенном к Придв. т-ру в 1775) начинают выступать гастрольные труппы, знакомившие зрителей с итал., франц. и нем. операми и зингшпилями; в 1784 было показано «Похищение из сераля» Моцарта, в 1795 — зингшпили К. Диттерсдорфа и В. Мюллера.

После перехода под управление центр. правительства Австро-Венгрии (1816) З. превращается в провинц. город, его муз. жизнь на длит. срок приходит в упадок. Только в сер. 19 в. появились симптомы возрождения муз. культуры города. Этому содействовало Соборное музыкальное общество и Моцартеум (осн. в 1841 муз. деятелем Ф. фон Хиллепрандтом). В 1842 под рук. С. Нойкомма был проведён 1-й фестиваль памяти В. А. Моцарта и открыт памятник композитору. С тех пор З. становится центром пропаганды моцартовского наследия. В 1844 образовано Мужское хоровое общество (переименованное в 1847 в «Лидертафель», при к-ром была основана Певческая академия), положившее начало систематич. проведению хор. празднеств. В 1841 был создан постоянный «Моцартовский оркестр», игравший в последующих моцартовских фестивалях, регулярно проводившихся на протяжении 19 в. (в 1870–1910 — 8 раз).

Во 2-й пол. 19 в. З. начинают посещать мн. крупнейшие композиторы и артисты (А. Брукнер (во главе Линцского хора), Й. Иоахим, К. Шуман, И. Брамс, О. Николаи, P Корнелиус, X. Рихтер, Ф. Мотль, Г. Малер, Р. Штраус, К. Мук, Ф. Шальк и др.). В 1869–70 по инициативе муз. деятелей К. фон Штернека и Ф. Гемахера была основана Международная моцартовская организация (Internationale Mozart-Stiftung); в 1880 объединение Моцартеум выделилось из Соборного музыкального общества и слилось с Международной моцартовской организацией в одно муз.-науч. общество Моцартеум. В те же годы в З. реставрируется и открывается ряд мемориальных зданий, связанных с именем Моцарта. Значит. уровня достигает во 2-й пол. 19 в. оперная труппа гор. т-ра, когда здесь работали в качестве дирижёров К. Мук и X. Вольф.

Новый период муз. культуры З. открылся со 2-го десятилетия 20 в. и особенно после образования в 1918 Австрийской республики. З. становится одним из крупнейших центров муз. жизни Австрии и всей Центр. Европы, привлекает крупнейших музыкантов и исследователей. В 1917 здесь было основано об-во Зальцбургских фестивалей (Salzburger Festspielhausgemeinde), затем возник художеств. комитет Зальцбургских фестивалей, среди членов к-рого были Г. Гофмансталь, Ф. Шальк, М. Рейнхард, А. Роллер, Б. Вальтер, Р. Штраус. Фестивали, к-рые проводятся ежегодно с 1920 (кроме 1922 и 1944), стали одним из наиболее значит. культурных событий в Европе. Во время фестивалей ставятся оперы Моцарта и др. произв. классич. и совр. авторов; среди участников концертов и спектаклей — многие ведущие музыканты мира, в т. ч. дирижёры А. Тосканини, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, Э. Клейбер, О. Клемперер и др. В 1928 на фестивале выступала Оперная студия Ленингр. консерватории. Развивают свою деятельность и др. муз. учреждения З. Публичная муз. школа Моцартеума (осн. в 1880) в 1914 была реорганизована в консерваторию и в 1922 перешла в ведение государства; здание «Штадттеатра» было реконструировано и с 1919 стало государственным. При Моцартеуме в 1931 основан Центральный ин-т моцартоведения; в 1916 по инициативе певицы Л. Леман были открыты летние курсы для певцов, реорганизованные в 1928 во Всеобщие летние муз. курсы с большим охватом специальностей.

В годы фаш. оккупации Австрии фестивали в З. носили весьма ограниченный характер. После освобождения страны муз. организации З. возобновили свою деятельность. В 1957–60 худ. руководителем фестивалей был Г. Караян. В 1968 Каранном был основан ещё один, т.н. Пасхальный, фестиваль, проходящий каждую весну. В 1953 консерватория была преобразована в Академию музыки и сценич. искусства Моцартеум. В 1960 открыто новое здание Большого дворца фестивалей (арх. К. Хольцмейстер), вмещающее более 2300 зрителей, где даются оперные спектакли. Помимо Большого дворца фестивалей, функционирует старый фестивальный зал (с 1963 — Малый зал). Оперные и драм. спектакли ставятся также на сцене «Ландестеатра» (быв. «Штадттеатра»).

В З. работают 2 симф. оркестра Моцартеума: первый — с 1938 как самостоятельная организация, второй — «Camerata academica» (из педагогов и студентов Академии музыки и сценич. искусства Моцартеума, осв. в 1953 Б. Паумгартнером). Регулярные конц. сезоны в З. проводят Моцартеум и Зальцбургское культурное общество, а также Академия музыки и сценич. искусства Моцартеума (ныне носит название — Высшая школа). С 1963 в З. существует на базе Высшей школы Моцартеума Ин-т Орфа — международный центр эстетич. воспитания (рук. В. Келлер, консультант К. Орф), пропагандирующий систему К. Орфа. К числу муз.-историч. памятников З. относятся не только здания, связанные с жизнью и деятельностью В. А. Моцарта, но и собор Санкт-Петер, кафедральный собор, неск. старинных театр. зданий («Aula academica», «Heckentheater», «Steintheater») и др. Большими коллекциями старинных муз. инструментов, нот и рукописей обладают Моцартовский мемориальный музей (около 30 тыс. единиц хранения), гор. музей Каролины Августы, архивы кафедрального собора и собора Санкт-Петер.

Литература: Biographien Salzburgischer Tonkunstler, Salzburg, 1845; Schneider G., Geschichte der Musik in Salzburg von der oltesten Zeit bis zur Gegenwart, Salzburg, 1935; Hummel W., Marksteine der Geschichte der Internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg, Salzburg, 1936; Kutscher A., Vom Salzburger Barocktheater zu den Salzburger Festspielen, Dusseldorf, 1939; Die Salzburger Festspiele... 1842-1960, Salzburg, 1960; Salzburg. Stadt der Musik. Hrsg. von P. Becker, Salzburg, (1961); Kaut J., Festspiele in Salzburg, (Salzburg, 1965).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Туше Термины и понятия
Оперетта Термины и понятия

Публикации

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Тембр Термины и понятия
Эфиопская музыка Национальные культуры
Анализ музыкальный Термины и понятия
Квинтон Музыкальные инструменты
Консерватория Термины и понятия
Онеггер Артюр Биографии
Медиатор Музыкальные инструменты
Неаккордовые звуки Теория музыки
Симфониетта Музыкальные жанры
Рубоб Национальные культуры

Реклама