Чардаш (венг. csárdás, от csarda — трактир, деревенский кабачок) – венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4. Состоит из 2 контрастных частей: меланхолич. или патетич. медленного вступления, сопровождающего круговую муж. пляску — лассу, или лашшу (венг. lassъ), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску.
Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа. Ч. восходит, с одной стороны, к венг. танцам с типичной для них острой ритмикой, с другой — к виртуозной инстр. импровизации цыган с её богатой орнаментикой, выразительной и страстной мелодикой.
Прототипы Ч. — шуточный танец csalogatasz, венг. кадриль (magyar kцr), двухчастный halgato nota с медленным инстр. вступлением и быстрым bokazу, ср.-век. hajdutanc (танец гайдуков — венг. наёмных солдат, служивших при замках).
Первая публикация Ч. относится к 1834; тогда же Ч. стал бальным танцем. Наибольшей популярности Ч. достиг в 1845–80; как нар. танец существует в Венгрии и поныне. В проф. музыке Ч. нашёл претворение в «Венгерских рапсодиях» и чардашах для фп. Листа («Csбrdas macabre», 1882; «Csardas obstine», 1884), «Венгерских танцах» Брамса, в балетах «Лебединое озеро» Чайковского и «Коппелия» Делиба.
М. И. Катунян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Чардаш — венгерский парный народный танец. Появился в сер. 19 в. Муз. размер 2/4. Состоит из двух частей: медленной, патетической-лашшан (венг. lassan) и быстрой, стремительной — фришка (венг. friska). Ритм синкопированный, характерна импровизация. Муз. обработка имеется у комп. Ф. Листа («Венгерские рапсодии»), И. Брамса («Венгерские танцы»), в балетах «Коппелия», «Лебединое озеро» и др.
Чардаш послужил основой популярного танца, получившего распространение в России в нач. 20 в. под назв. «венгерка».
И. С. Ивлиева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.