Нередко гости всемирно известного города на реке Зальцзах приезжают в Зальцбург в уверенности, что за рамками трёх с половиной главных зальцбургских фестивалей в городе Моцарта ничего интересного не происходит. Конечно, многие знают про местный Земельный театр, в котором можно посетить и оперу, и балет, и драму практически одновременно, но локальное значение этих представлений, как и знаменитых туристических концертов под еду или натощак, не вызывает туристического ажиотажа. И мало кто знает, что уже более 70 лет в Зальцбурге существует «Зальцбургская культурная ассоциация» (Salzburger Kulturvereinigung), которая не только является главным поставщиком музыкальных событий на сцену Большого фестивального дома, но также выполняет просветительские функции и курирует исследовательский центр знаменитого зальцбургского поэта Георга Тракля.
Через месяц после окончания Летнего фестиваля «Зальцбургская Культурная Ассоциация» организовала Осенний музыкальный фестиваль, во время которого прошли концерты из произведений Шуберта, Шопена, Брукнера, Яначека, Сметаны, Мартину в исполнении оркестра «Моцартеум», «Розамунда Квартета», собственного оркестра ассоциации и др. Об одном из концертов фестиваля и пойдёт речь.
Не секрет, что великий Моцарт родной город не любил. Но не потому, что практически не бывал в нём, выполняя маниакальную маркетингово-образовательную программу папы Леопольда, 300-летие которого отмечает всё музыкально-педагогическое сообщество. Моцарт сбежал из родного города в Австрию к императору Иосифу II за свободой творчества и достойной оплатой своего труда. Фактически это была экономическая эмиграция. И вряд ли в этой связи покажется случайным, что центральным событием Осеннего фестиваля стал концерт «Best of Hollywood» («Лучшее из Голливуда. Музыка из кинофильмов»): ведь сегодня именно Голливуд, как Вена эпохи Просвещения, даёт современным композиторам возможность заявить о себе на поприще действительно массовой культуры — той массовой культуры, к которой в зрелом уже возрасте Моцарт стремился всей душой, но стать частью которой ему помешала преждевременная смерть (знаменитая сказка для взрослых «Волшебная флейта» осталась единственным экспериментом Моцарта в этой области).
В исполнении оркестра «Моцартеум» под управлением маэстро Мартина Гелльнера и Хора музыкальной гимназии имени Моцарта под управлением Томаса Хубера прозвучали произведения Джерри Голдсмитта («Звёздный путь»), Джона Уильямса («Звёздные войны», «Индиана Джонс»), Джона Барри («Джеймс Бонд»), Дэвида Арнольда («Казино Рояль»), Андре Десплата («Гарри Поттер»), Ханса Флориана Циммера («Код да Винчи», Духовная сюита), Дэнни Эльфмана («Симпсоны»), Лало Шифрина («Миссия невыполнима»), Краига Армстронга («Реальная любовь»).
По просьбе зальцбургской команды «Ред Бул», которая оказалась по итогам сезона лучшей командой Австрии и которую по окончании концерта громом оваций приветствовал весь зал Большого фестивального дома, был исполнен фрагмент из «Пиратов Карибского моря» Х. Циммера.
С хрупкой элегантностью прозвучали в исполнении сопрано Катарины Мельниковой вокализы из музыки Х. Циммера, а вокальный дуэт из Зимбабве Нквали и Фьючерлав был неподражаем в своей непосредственности в исполнении африканской темы из «Короля Льва» Э. Джона и Х. Циммера. Знаменитый телеведущий, актёр и режиссёр Франк Хоффман сопровождал музыкальные номера короткими вводными комментариями, чтобы даже те, у кого не было программки услышали имена композиторов, которые определяют музыкальную культуру не нескольких тысяч эстетов, а миллиардов слушателей по всему миру.
200 музыкантов на сцене. 2200 слушателей в зале. Овации стадионные. Драйв. Экстаз. Восторг. Улыбки. Свист. Фейерверка только не хватало, но эмоциональный накал был практически огненный. Две трети зала — молодёжь, которая благодаря инициативе «Зальцбургской культурной ассоциации» «До 27» (для слушателей до 27 лет) получает лучшие билеты на любые концерты в Большом фестивальном доме всего за 12 EUR (при стандартной цене 122 EUR!).
И вот получив невероятный заряд эмоций (8 ударных групп на сцене!), я подумал, что все наши стоны по поводу «атональной» симфонической мути, убившей мелодию, не что иное, как высоколобая зашоренность и псевдоинтеллектуальное невежество: никуда мелодия не делась. Она там же, где и была: в самых востребованных и, само собой, высокооплачиваемых жанрах современной симфонической музыки — в саундтреках, в которые буквально сбежала красивая музыка во второй половине XX в. А нас, любителей всего-такого высоко-утончённого и невыносимо заумного, попросту оболванивают (если не сказать обворовывают) современные композиторы, не умеющие создавать красоту.
Фото: Matthias Mandl