F (музыкальный алфавит)

Категории словаря

F

1) Шестая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение VI ступени распространённого в период раннего средневековья звукоряда, основным тоном которого был звук А. Впоследствии, когда место основного тона диатонического звукоряда заняло С, звук F стал IV ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах наряду с буквенным чаще применяется слоговое обозначение звука F — fa (фа). Прописное F обозначает звук большой октавы, строчное — первой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки; так, F или F1 обозначает звук контроктавы,

или f4 — четвёртой октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве F присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается fis (англ. F sharp; франц. fa diese; итал. fa diesis; рус. фа-диез), повышение на 2 полутона — fisis (англ. F double sharp; франц. fa double diese; итал. fa doppio diesis; рус. фа-дубль-диез), понижение на полутон — fes (англ. F flat; франц. fa bemol; итал. fa bemolle; рус. фа-бемоль), понижение на 2 полутона — feses (англ. F double flat; франц. fa double bemol; итал. fa doppio bemolle; рус. фа-дубль-бемоль). При обозначении тональности к названию звука тоники добавляют слова dur или moll, одноврем. применяя для мажора прописное F, для минора — строчное; так, F-dur означает фа мажор, Fis-dur — фа-диез мажор, f-moll — фа минор, fis-moll — фа-диез минор. В теоретич. работах тональность иногда обозначается одной буквой; в этом случае F означает фа мажор, f — фа минор. Музыковеды-теоретики применяют также буквенное обозначение трезвучий; в этом случае F означает фа-мажорное трезвучие, f — фа-минорное.

2) Сокращённое написание слова forte. Сокращённое обозначение fortissimo — FF; fortissimo possibile — FFF, a также FFFF.

3) Название строя транспонирующих духовых инструментов: напр., альтового гобоя (англ. рожка) — in F и валторны — in F.

4) Ключевой знак; буква F применялась в этом значении наряду с др. буквами (см. C и G) со времени введения в нотное письмо линейной системы. Буква F помещалась в начале нотного стана на уровне определ. линейки, указывая положение в нотном стане звука фа малой октавы. Очертания буквы F как ключевого знака видоизменялись, и постепенно она приняла современную форму басового ключа (ключ фа). См. Ключ.

В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Agnus dei, агнус деи Церковная музыка
Дума Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Трёхчастная форма Теория музыки
Мексиканская музыка Национальные культуры
Сольмизация Теория музыки
Хомовое пение Церковная музыка
Задержание Теория музыки
Испанская музыка Национальные культуры
Равель Морис Биографии
Обращение интервала Теория музыки
Декламация музыкальная Термины и понятия

Реклама