Монотематизм (от греч. monos — один, единый и tema — то, что положено в основу) — принцип построения музыкального произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. следует отличать от понятия «однотемность», к-рое относится к формам нециклич. порядка (фуга, вариации, простые двух- и трёхчастная формы, рондо и т. д.). М. возникает при объединении сонатно-симф. цикла или происшедших от него одночастных форм одной темой. Такую тему часто называют лейттемой или, используя термин, связанный с оперными формами и обозначающий родственное М. явление, лейтмотивом.
Истоки М. — в интонационном сходстве начальных тем в разных частях циклич. произв. 17–18 вв., напр. у Корелли, Моцарта и др.:
А. Корелли. Трио-соната op. 2 No 9.
А. Корелли. Трио-соната ор. 3 No 2.
А. Корелли. Трио-соната ор. 1 No 10.
В. А. Моцарт. Симфония g-moll.
Но в собств. смысле М. впервые применён только Л. Бетховеном в 5-й симфонии, где начальная тема проводится в трансформированном виде сквозь весь цикл:
Бетховенский принцип лёг в основу M. y композиторов последующего времени.
Г. Берлиоз в «Фантастической симфонии», «Гарольде в Италии» и др. циклич. произв. наделяет ведущую тему (лейтмотив) программным содержанием. В «Фантастической симфонии» (1830) эта тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни. В финале она подвергается особенно значит. изменениям, рисуя возлюбленную как одну из участниц фантастич. шабаша ведьм:
Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония», часть I.
То же, часть IV.
В «Гарольде в Италии» (1834) ведущая тема персонифицирует образ гл. героя и поручается всегда солирующему альту, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин.
В неск. ином виде трактуется М. в произв. Ф. Листа. Стремление к наиболее адекватному воплощению в музыке поэтич. сюжетов, развитие образов к-рых зачастую не отвечало традиц. схемам построения муз. произв. крупной формы, привело Листа к мысли строить всё программное произв. на основе одной и той же темы, подвергавшейся образным трансформациям и принимавшей разл. облик, отвечающий разл. этапам развития сюжета.
Так, например, в симфонической поэме «Прелюды» (1848–54) короткий мотив из 3 звуков, открывающий собой вступление, далее соответственно поэтич. программе ложится в основу очень разл., контрастных тематич. образований:
Ф. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды». Вступление.
Главная партия
Связующая партия
Побочная партия
Разработка
Эпизод
Единство тематич. основы в подобных случаях обеспечивает цельность произведения. В связи с применением принципа монотематизма Лист выработал характерный для его симф. поэм новый тип формы, в к-ром объединялись черты сонатного Allegro и сонатно-симф. цикла. Лист применял принцип М. и в циклич. программных сочинениях (симфонии «Фауст», 1854; «Данте», 1855–57), и в не снабжённых словесной программой произведениях (соната h-moll для фп. и др.). Листовская техника образной трансформации использует опыт, накопленный ранее в области тематического варьирования, в т. ч. и в романтических свободных вариациях.
М. листовского типа в его чистом виде в последующее время получил лишь ограниченное применение, поскольку воплощение качественно разд. образов с помощью всего лишь иного ритмич., метрич., гармонич., фактурного и тембрового оформления тех же интонационных оборотов (изменение к-рых привело бы к утрате самого тематич. единства) обедняет сочинение. В то же время в более свободном применении, в сочетании с обычными принципами муз. развития лейттематизм, монотематизм и связанный с ними принцип образной трансформации находили и находят очень широкое применение (4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфония и ряд камерных сочинений Танеева, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и др. симфонии Шостаковича, из сочинений зарубежных композиторов — симфония и квартет С. Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака и др.).
В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.