Prisoner of the Caucasus
Опера Цезаря Кюи в трех действиях, либретто В. Крылова по одноименной поэме А. Пушкина. Сочинена в 1857-1858 гг., переработана автором в 1881-1882-м.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 4 (16) февраля 1883 г., под управлением Э. Направника.
В 1885 г. были дописаны новые сцены; премьера новой редакции (на французском языке): Льеж, 1 января 1886 г.
Действующие лица:
- Казенбек, бас
- Фатима, его дочь, сопрано
- Марьям, её подруга, меццо-сопрано
- Абубекер, жених Фатимы, баритон
- Фехердин, мулла, бас
- Русский пленник, тенор
- 1-й Черкес, тенор
- 2-й Черкес, баритон
- 2-й Мулла, тенор
- Черкесы, черкешенки, хор
Место действия: Кавказ, аул непокорных горцев.
Дочь Казенбека Фатима, повинуясь воле отца, готовится к свадьбе с нелюбимым ею горцем Абубекером. Тем временем Абубекер приводит в аул захваченного им русского Пленника. Фатима полна сострадания к нему — ночью приносит пищу и успокаивает его тревоги. Горцы собираются выступить в поход, чтобы отразить нападение русского отряда. Мулла узнает тайну Фатимы и сообщает о ней Казенбеку; тот решает казнить русского. Приближается день свадьбы Фатимы. Она освобождает Пленника от цепей, а тот признается ей, что любит другую. Горцы хотят убить Фатиму за помощь Пленнику, но она кончает жизнь самоубийством.
«Кавказский пленник» был задуман и написан в годы юности композитора, переработан в пору зрелости, но автор ничего не изменил в структуре музыки, ограничившись добавлением нового II д. По сюжету опера довольно далека от поэмы. Автор либретто и композитор ввели ряд сцен, отсутствующих у Пушкина, и придали действию совершенно другой характер.
Музыкальный язык оперы лишен национального колорита, за исключением танцев III д. Преобладает нейтральный лиризм несколько пассивного склада. Среди лучших страниц оперы — женский хор II д., рассказ муллы о любви Фатимы к Пленнику и черкесская песня.
Из немногочисленных постановок «Кавказского пленника» следует отметить кроме петербургской и льежской (1886) киевскую (1887), спектакли русского Оперного товарищества в Петербурге (1893), Московской русской частной оперы (1899), постановку Мариинского театра (1907), в которой участвовали В. Куза, А. Лабинский, К. Серебряков, и в особенности спектакль московского Большого театра (1909), в котором роль Пленника исполнял Л. Собинов, сообщивший образу черты драматизма и психологической значительности.
А. Гозенпуд