Опера Алексея Верстовского «Аскольдова могила»

Композитор
Дата премьеры
28.09.1835
Жанр
Страна
Россия
Т. Г. Шевченко. Аскольдова могила. 1846. Акварель

«Аскольдова могила» — романтическая опера А. Верстовского в 4 действиях (6 картинах), либретто М. Загоскина по его одноименной повести (роману).

Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 16 сентября 1835 г., под управлением И. Фельдмана; Петербург, Большой театр, 27 августа 1841 г.

Это лучшее музыкально-сценическое произведение Верстовского, в котором полнее всего выявились сильные стороны его таланта. Он претворил в музыке элементы крестьянской песенности, стихию бытового романса, разнообразные жанровые и танцевальные формы (например, славянская пляска). Занимательное действие, рисующее, хотя и весьма свободно, один из эпизодов истории Киевской Руси X в., стремление воспроизвести русский колорит — все содействовало успеху оперы. Верстовский стремился создать сочинение героико-романтического плана, но природа его дарования и мера проникновения в национальный фольклор определили жанр оперы: не героические и драматические образы, а бытовые, жанрово-комедийные фигуры, и прежде всего гудочник Торопка Голован, всего более удались автору.

«Аскольдова могила», поставленная за год до «Жизни за царя» Глинки, связана с предшествующим этапом развития русской, в том числе комической, оперы. Об этом свидетельствует и ее структура — чередование несложных вокальных номеров и разговорных диалогов. Иногда лишь оркестр сопровождает сценическое действие. Ряд персонажей вообще не имеет музыкальных характеристик. Некоторые герои «Асколь-довой могилы» обязаны своим происхождением традиции старой оперы. Это и комические образы — Фрелаф, Вышата, и центральная условно-романтическая фигура Неизвестного. Однако «Аскольдова могила» не только порождение, но и обогащение традиции. Эта опера единственная в наследии композитора пережила его.

Действие происходит в Киеве, в правление князя Святослава Игоревича. Неизвестный, задумав свергнуть Святослава при помощи княжого отрока Всеслава, открывает ему, что он правнук легендарного князя Аскольда. Всеслав, которому ненавистна измена, отказывается помогать Неизвестному. Однако силой обстоятельств юноша возбуждает гнев князя: защищая свою невесту Надежду от нападения княжих ратников, он убивает гридню Простена. Надежда вместе с другими девушками становится пленницей князя. На помощь ей и Всеславу приходит гудочник Торопка Голован: разбитной и находчивый, он отвлекает внимание стражи песнями и прибаутками, в то время как Всеслав помогает Надежде бежать. Колдунья Вахрамеевна открывает князю убежище беглецов, и воины князя спешат за ними. Неизвестный обещает Всеславу спасти его и Надежду, если он выступит против князя. Всеслав отвергает предложение. Появляется гонец князя, сообщающий, что Всеслав и Надежда прощены. Неизвестный погибает в волнах Днепра.

В музыке и сценическом действии полновластно царит Торопка Голован. Его песни «Близко города Славянска», «Заходили чарочки», наряду с хорами,- лучшие страницы оперы. Мелодии песен Торопки сразу сделались популярными, особенно благодаря исполнению А. Бантышева (Москва). Лукавое простодушие, удальство, хитрость и изворотливость Торопки, по свидетельству современников, Бантышев передавал мастерски (партия была написана для него). Голос его — полнозвучный, ровный во всех регистрах — чаровал слушателей. В Петербурге с Бантышевым соперничал Л. Леонов. В других партиях выступали Н. Репина — Надежда (Москва), О. Петров — Неизвестный (Петербург). Опера с успехом возобновлялась во 2-й половине XIX — начале XX в. Партию Неизвестного в Московской частной опере исполнял Ф. Шаляпин. Позднее «Аскольдова могила» ставилась достаточно редко и не в оригинальном виде: Московский театр оперетты, 1945 г. (под названием «Украденная невеста», редакция М. Жукова, либретто В. Шкваркина); Киев, 1959 г. (редакция Б. Доброхотова, либретто Н. Бирюкова, далеко отошедшее от первоисточника).

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Неизвестный (бас)
• Торопка Голован, гудочник (тенор)
• Всеслав, княжеский дружинник (тенор)
• Алексей, старый рыбак (бас)
• Надежда, его дочь (сопрано)
• Вышата, боярин (бас)
• Фрелаф, варяг (тенор)
• Стемид, дружинник (тенор)
• Фенкал, варяжский скальд (тенор)
• Вахрамеевна, ведьма (без пения)
• Старуха (сопрано)
• Любаша, молодая киевлянка, подруга Надежды (сопрано)
• Часовой (баритон)
• Киевляне, славянские и варяжские дружины князя Святослава, слуги, рыбаки

Действие происходит в Киевской Руси в конце X века.

На днепровском берегу близ Киева в рыбацкой деревушке живет Надежда, любимая Всеслава, принявшая христианство. К рыбакам приходит Неизвестный. Страстный приверженец языческой старины, он славит прошлые времена и пытается настроить жителей деревни против князя Святослава. Неизвестный замышляет заговор. Всеслава, которого он считает потомком Аскольда, он хочет сделать князем и назначает ему свидание у Аскольдовой могилы. Жители деревни собираются, чтобы отпраздновать веселый Усладов день. Девушки затевают игры и хороводы.

В тереме боярина Вышаты пирует княжеская дружина. Вышата зовет всех идти к Аскольдовой могиле. Он знает, что там соберутся христиане, и по хитрому замыслу Неизвестного хочет похитить Надежду для князя Святослава.

На берегу Днепра у Аскольдовой могилы в полночь у потаенной церкви собираются христиане, среди которых и Надежда. В стороне Неизвестный открывает Всеславу, что тот — правнук Аскольда и по праву должен занять княжой стол, захваченный когда-то Олегом. Всеслав честно служит своему князю и не хочет выступать против него. Появляются княжеские дружинники; они по наущению Вышаты похищают Надежду. В разгоревшейся схватке Всеслав убивает одного из них, теперь ему нужно скрываться от гнева князя.

Село Предиславино. В тереме томятся наложницы князя Святослава. Надежда в тоске и печали. Кроме своей участи, ее мучает и неизвестность: что-то стало с Всеславом. Гудочник Торопка, чтобы развлечь девушек, запевает песню, в которой рассказывает о том, что готовится освобождение Надежды. Он ловко отвлекает внимание присутствующих, а в это время Всеслав освобождает девушку. Побег обнаруживается, и Вышата приказывает разыскать беглецов.

В своей избе колдунья Вахрамеевна варит волшебное зелье. Приходит Вышата и просит старуху показать, где скрываются беглецы. Сквозь туманную дымку показывается видение — Надежда и Всеслав на берегу Днепра.

Снова берег Днепра у Аскольдовой могилы. Здесь укрылись влюбленные. Ночь, буря. Неизвестный убеждает Всеслава идти в поход против Святослава: его поддержат все, кому дороги старые обычаи и вера в древних божеств. Всеслав решительно отказывается. Неожиданно появляется посланный князя, который объявляет Всеславу прощение за убийство дружинника и разрешение жениться на христианке. Неизвестный бросается в челнок, чтобы уплыть, но буря усиливается, Неизвестный гибнет в днепровских волнах.

История создания

После успеха, которым сопровождалась постановка на московской сцене оперы «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), Верстовский, назначенный в 1828 году инспектором репертуара московских театров, решает взяться за новую оперу, также из древнерусской истории. Его выбор пал на роман М. Загоскина (1789—1852) «Аскольдова могила» (1833). Романтический сюжет был основан на русской летописи. Согласно ей, варяги Аскольд и Дир ушли от Рюрика, княжившего в Новгороде, и остановились в городке Киеве на Днепре. В 869 году Рюрик умер, оставив княжение малолетнему сыну Игорю, опеку которого поручил своему родичу Олегу. Олег через несколько лет выступил в поход на юг и, когда достиг Киева, убил Аскольда и Дира и утвердился в Киеве, объявив его «матерью городов русских». Близ Киева расположен курган, где похоронен Аскольд, потому он и называется Аскольдовой могилой. После Олега киевским князем стал Игорь, а после его гибели — знаменитая княгиня Ольга и ее сын Святослав. К княжению сына Святослава князя Владимира, крестителя Руси относится время действия романа, в котором летопись переплетается с легендой.

Либретто оперы написал сам Загоскин, известный писатель и драматург, автор многих патриотических романов, пользовавшихся широкой популярностью. При этом было усилено народно-жанровое начало, действие по требованию цензуры перенесено со времени княжения Владимира на более раннее — Святослава (Владимир, причисленный к лику святых, не мог упоминаться в спектакле), а трагический финал заменен счастливым.

Премьера «Аскольдовой могилы» состоялась в московском Большом театре 16 (28) сентября 1835 года. «Задолго до того отрывки из этой оперы восхищали общество Москвы! — писал современник. — Наконец эти части в стройном целом предстали суду публики. Она приняла народную оперу с каким-то торжеством. Ее мотивы, ее мелодические песни, ее удалые, разгульные хоры сделались народными и прогремели по всей России... Мы слышали... что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают «Гой ты, Днепр» или «Ах, подруженьки, как грустно», равно как и другие мотивы...» Популярность оперы были неслыханной. «В каком театре, в каком закоулке России не пелась эта опера! Едва ли она не единственная русская опера, знакомая во всех концах огромного русского государства», — писал другой автор. Отрывки из «Аскольдовой могилы» до сих пор с успехом звучат на концертной эстраде.

Музыка

«Аскольдова могила», как и все русские оперы доглинкинского периода, построена на разговорных диалогах. Музыкальные номера останавливают действие, характеризуют персонажей, становятся узловыми моментами в драматургии. Музыка «Аскольдовой могилы» отличается свежестью, богатством и выразительностью мелодий, использованием широко распространенных в быту ритмов — мазурки, марша, полонеза, интонаций городской песни. Опера изобилует хоровыми эпизодами, в которых отображены древние обычаи и обряды, звучат хороводные, игровые, трудовые песни. Музыкальные формы, использованные композитором, несложны — это песни куплетного строения, номера романсового характера.

В I акте выделяется приобретшая широкую популярность песня Неизвестного «В старину живали деды». Лучший в опере — III акт. Он открывается нежным, жалобным хором девушек «Ах, подруженьки, как грустно», написанным в ритме полонеза. Торопка представлен тремя номерами — веселой, беззаботной песней «Уж как веет ветерок», широко распетой балладой «Близко города Славянска», удалой и лихой застольной «Заходили чарочки по столику».

Л. Михеева

Дискография: Consonance. Дир. Никоненко, Неизвестный (Верестников), Торопка (Кузнецов), Всеслав (Мирошниченко), Надежда (Симкина), Алексей (Маркелов), Вышата (Бежко), Фрелаф (Сальников).

реклама

Публикации

Главы из книг

Верстовский (classic-music.ru)

рекомендуем

смотрите также

Реклама