Eduard Nápravník
Направник. «Гарольд». Успокойся, дорогой (М. Мей-Фигнер)
Направник вошел в историю русской музыки как замечательный дирижер и талантливый композитор. Ему принадлежат 4 оперы, 4 симфонии, оркестровые пьесы, фортепианный концерт, камерные ансамбли, хоры, романсы, сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели и проч. Как композитор Направник не обладал яркой творческой индивидуальностью; его произведения отмечены влиянием разных композиторов и более других — Чайковского. Однако лучшее сочинение Направника — опера «Дубровский» обладает крупными художественными достоинствами; она принесла автору заслуженную известность.
Эдуард Францевич Направник чех по национальности, родился 12 (24) августа 1839 года в Богемии (в деревне Бейшта, близ Кенигреца). Его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом. Будущий композитор получил образование в Органной школе в Праге. В 1861 году Направник переехал в Петербург, где обрел свою вторую родину. Спустя два года он стал репетитором и органистом Мариинского театра. С 1869 года до конца своей жизни Направник оставался главным дирижером этого театра; он выступал также как дирижер симфонических концертов Русского музыкального общества.
В Мариинском театре под руководством Направника было разучено и поставлено 80 опер. В то время как театральная дирекция, отражавшая вкусы аристократических кругов, отдавала предпочтение итальянской опере, он неустанно пропагандировал творчество русских композиторов. Им были осуществлены первые постановки опер Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, (Чайковского, Рубинштейна, Серова; опера Глинки «Руслан и Людмила» впервые прозвучала без купюр и искажений под управлением Направника.
На сцене Мариинского театра Направник поставил также собственные оперы — «Нижегородцы» (либретто П. И. Калашникова, 1868), «Гарольд» (по драме Э. Вильденбруха, 1885), «Дубровский» (по повести А. С. Пушкина, 1894) и «Франческа да Римини» (по трагедии С. Филиппса, 1902).
Направник скончался в Петербурге 10 (23) ноября 1916 года.
М. Друскин
Русский композитор и дирижер, чех по национальности, с 1861 жил в Петербурге. С 1867 дирижер в Мариинском театре (в 1869-1916 главный дирижер). Осуществил 1-е постановки ряда опер. Среди них «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882) Римского-Корсакова; «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Демон» Рубинштейна (1875), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского; сочинения Кюи, Серова.
Среди 1-х постановок зарубежных опер «Фауст» (1869), «Кармен» (1885), вердиевские «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1894), тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера (1900-05) и другие.
Среди сочинений Направника наибольший успех выпал на долю оперы «Дубровский» (1894), удержавшейся на сценах театров. Из других отметим «Франческу да Римини» (1902, Петербург). В целом, творчество Направника как композитора не имеет такого же значения для русской культуры, как его деятельность на дирижерском поприще.
Е. Цодоков