My crazy brother
Музыкальная трагикомедия Георгия Цабадзе в трёх действиях, восьми картинах.
Либретто Е. Шатуновского.
Первое представление состоялось в 1965 году в Волгограде.
Действующие лица:
Персонажи на пристани: Джордж Дебльюм, грузчик; Боб-ирландец, Майкл, Сид, Билл, Бергер — докеры; босая женщина; Эмма; Тайпл, полицейский инспектор; комментатор; оратор; мистер Пейдж; Франческо, скрипач; Китти, буфетчица.
Персонажи из семьи Дебльюмов: Гарольд Дебльюм, банкир; Норма, его жена; Лотта, Оливия, Юджин — их дети; Фред, муж Оливин; Дуглас, слуга.
Персонажи в тюремном сумасшедшем доме: Томпсон, врач; Реджинальд, Инкварт, Боулинг, Грилль, Гаденыш — заключенные, Полицейские.
Действие происходит в небольшом провинциальном городке на юге России весной 1920 года.
«Мои безумный брат» (другое название пьесы — «Мисс Солнце») — по своему жанру оперетта-памфлет. Сюжет ее насыщен сатирическими элементами, разворачивается остродраматично. Вместе с тем большое место в ней занимают серьезные раздумья о судьбе людей, о будущем нашей планеты. В музыке оперетты соседствуют разные интонационно-стилистические пласты: песенная лирика, джаз, романсовость. Разнообразны и формы — от куплетов до развитых ансамблевых сцен. В соответствии с сюжетом, национальная грузинская мелодика композитором здесь не используется.
Пролог. У бензоколонки прячутся от дождя Лотта и Франческо. Мимо проходит процессия. Впереди — босая женщина. За ней плакат: «Моего сына убили в Азии. Завтра убьют вашего».
Первое действие
Первая картина. Гостиная Гарольда Дебльюма. Он сообщает своим родственникам, что через четыре часа они на атомной каравелле должны покинуть Землю, так как земной шар завтра перестанет существовать. Возбужденно звучит ансамбль «Завтра утром в шесть пятнадцать все взорвется!».
Норма умоляет его попытаться предотвратить катастрофу, а когда убеждается в невозможности этого, говорит, что нужно спасти не только их семью, но и Джорджа — брата-близнеца Гарольда. Когда-то она любила Джорджа, была его невестой, но Гарольд обманом женился на ней и сделал Джорджа нищим. Он отнял у брата все, но теперь должен хотя бы сохранить ему жизнь. Гарольд уходит за Джорджем. Оставшиеся поют аллилуйю.
Вторая картина. Уголок заброшенной пристани. Здесь в конуре, сделанной из старых ящиков, живут Джордж Дебльюм и Эмма. Их сцена «Что прошло — не вернется обратно!» — задумчиво-печальный вальс-бостон. Эмма замечает незнакомца, направляющегося к пристани. Джордж прячется, а Эмма, подозревая у подошедшего Гарольда недобрые намерения, категорически отрицает, что Джордж живет здесь. Гарольд настаивает, и она зовет полицию. Полицейские появляются неожиданно быстро: они незаметно охраняли миллионера! Их хор «Ты, наверное, теряешь ум» — быстрый, в ритме буги-вуги — переходит в танец-борьбу. За растерзанную Эмму вступается Гарольд. Ведь он не хочет ничего плохого! Он — брат Джорджа! В ответ Эмма разражается бранью, но Гарольд настаивает. Откуда-то из-за ящиков доносится голос Джорджа: он не желает разговаривать с этим негодяем. Гарольд дает Эмме денег и отправляет ее за вином и закусками. Оставшись наедине с братом, он рассказывает все еще не желающему выйти Джорджу, зачем пришел. Завтра по его приказу весь мир будет взорван, а сегодня они улетят. Притворившись заинтересованным, Джордж зазывает Гарольда к себе в ящик, там связывает его и затыкает ему рот, а сам, переодевшись в его костюм, уходит.
Возвращается Эмма. Задумчива и проста ее песенка «Я люблю шататься без причины». Эмма накрывает импровизированный стол. Думая, что братья беседуют, и не желая мешать им, она приглашает к столу соседей. Из всех ящиков, в беспорядке наваленных на пристани, появляются нищие. Они едят, пьют, веселятся. Звучит медленное танго «В лиловом сумраке вечернего заката». Неожиданно вбегают полицейские. Только что уехавший банкир Дебльюм приказал им отправить его брата в сумасшедший дом! Они вытаскивают из ящика связанного Гарольда и увозят его.
Второе действие
Третья картина. Та же пристань. Сюда пришла взволнованная, хитростью вырвавшаяся из дома Лотта. Здесь она назначила свидание Франческо. Боясь сообщить ему правду, она говорит лишь, что умрет утром, и просит, чтобы он сегодня же стал ее мужем. Молодые люди начинают строить себе дом из ящиков. Вопреки всему их дуэт «Мы поставим этот ящик» жизнерадостен. Франческо, думая, что Лотта больна, утешает ее: завтра они обвенчаются и Лотта станет его женой. Завтра... На задумчивое пение Лотты «Если это последний день» Франческо отвечает страстным ариозо «Я тебя так люблю».
Четвёртая картина. Тюремный сумасшедший дом. Доктор Томпсон осматривает больных. Полицейские объявляют, что привели алкоголика Джорджа Дебльюма, который утверждает, что завтра от атомной катастрофы взорвется земной шар. Томпсон считает, что это — обычная пьяная депрессия, и не хочет его видеть.
Пятая картина. В камере заключенные заняты разной несложной работой, отвлекающей от болезненных мыслей. Звучит их бойкая песенка «О любви петь — неприлично». Полицейские вводят Гарольда в смирительной рубашке. Он все еще рвется объяснить ситуацию, но все принимают его речи за бред сумасшедшего.
Шестая картина. Пивной бар. Здесь сидят докеры после трудового дня. Приходит Эмма. Она в отчаянии, так как убеждена, что полицейские забрали Джорджа. Ее монолог «Женщина живет, растоптанная жизнью» — печальное раздумье. Появляются Франческо и Лотта. Девушка с первого взгляда очаровывает всех присутствующих, и в ее честь звучит песенка «К нам в подвал спустилось солнце». Общее веселье прерывает приход Джорджа Дебльюма, одетого Гарольдом. У сопровождающего его Тайпла Джордж справляется, как самочувствие его безумного брата, а затем распоряжается пригласить к нему представителей газет, радио и телевидения для сенсационного сообщения. Тайпл уходит.
Лотта смертельно напугана, так как уверена, что перед ней отец. Но Джорджа узнает Эмма. Веселье в кабачке продолжается.
За банкиром приезжает Тайпл, выполнивший все поручения. Эмма, успевшая выпить лишнего, начинает втолковывать Тайплу, что перед ним Джордж, а не Гарольд. Чтобы не оказаться разоблаченным, Джордж бьет Эмму и насильно уводит Лотту. «Да, это Гарольд! Джордж никогда бы не мог ударить меня», — звучат ему вслед слова растерянной Эммы.
Третье действие
Седьмая картина. Гостиная в доме Дебльюмов. Джордж нежно разговаривает с Нормой, которую любит по-прежнему. Она, принимая его за Гарольда, отталкивает и говорит о своей любви к Джорджу. Полно горечи ее признание «Ах, как я в жизни обманулась».
Собираются дети Гарольда, врывается толпа репортеров. Джордж в задорных куплетах «Когда вдвоем на лошади сидишь» сообщает, что решил нажать на кнопку атомной войны. Он взорвет землю, а сам улетит в ракете.
Восьмая картина. Снова пристань. Джордж мирно удит рыбу. Эмма, уверенная, что он сидел в тюремной больнице, рассказывает о своих страхах. Появляются Франческо и Лотта. Исполнен патетики их дуэт «Потому что весь мир против нашей любви». Они прощаются навсегда.
Раздается страшный грохот. Лотта в ужасе: начинается! Но это звуки приближающейся под барабанный бой процессии. Пристань заполняется толпами народа. Оркестр играет шумный цирковой марш. Все приветствуют Джорджа, который успел предотвратить мировую катастрофу, действуя от имени Гарольда.
Внезапно вмешивается Тайпл. У него ордер на арест Джорджа Дебльюма, и, поскольку оказывается, что арестован по ошибке Гарольд, надлежит эту ошибку немедленно исправить. Джорджа уводят. Оперетта завершается утверждающей песней о мире: «Солнце светит вечно — твердо знаю я».
Грузинский советский композитор, творческие интересы которого находятся в сфере эстрадной песни, кино-музыки и оперетты, Георгий Гаврилович Цабадзе (1924—1986) родился в г. Тбилиси, 24 августа 1924 года. В 1956 году он окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции профессора С. Бархударяна и стал работать в Грузинской государственной филармонии музыкальным руководителем эстрадного отдела. С 1974 года является педагогом и музыкальным консультантом Тбилисского эстрадно-циркового училища.
Творческие интересы композитора охватывали жанры песни, оперетты, киномузыки. Им написано свыше двухсот песен, музыка к нескольким фильмам (в числе которых мюзикл «Мелодии Верийского квартала»), романсы, музыка к драматическим спектаклям и эстрадным обозрениям. Центральное место в творчестве Цабадзе принадлежит опереттам, к созданию которых он обратился еще до поступления в консерваторию. Их двенадцать: «Песнь о любви» (1950), «Блестящее будущее» (1951), «Наши знакомые» (1954), «Новая песнь» (1956), «В сетях любви» (1958), «Великолепная тройка» (1961),«Мой безумный брат» (1965), «Моя любимая улица» (1966), «Вовка на планете Ялмез» (1969), «Черное море и белые ночи» (1970), «Свадьба Курки» (1971), «Мелодии снежных гор» (1972).
Л. Михеева, А. Орелович