Violin Concerto No. 1 (a-moll), Op. 77
Концерт для скрипки с оркестром № 1, ля минор — произведение Дмитрия Шостаковича, соч. 77 (1947—1948)
Концерт состоит из четырёх частей, каждая из которых носит программный подзаголовок: 1. Ноктюрн (Moderato); 2. Скерцо (Allegro); 3. Пассакалья (Andante); 4. Бурлеска (Allegro con brio). Между Пассакальей и Бурлеской находится большая сольная каденция, благодаря которой цикл приобретает черты пятичастного. Две последних части следуют друг за другом attacca (без перерыва). Внутренняя драматургия концерта необычна: первые две части, как и две последние, представляют собой полярные типы экспрессии (Ноктюрн-Скерцо и Пассакалья-Бурлеска).
Начиная со второй части, партия скрипки всё более усложняется быстрыми скачками через струну, пассажами двойными нотами в высоком регистре, октавами. Каденция построена на разрозненных элементах тем предшествующих трёх частей и может являться своего рода апофеозом сложности: построенная на постоянном accelerando, партия скрипки требует от исполнителя огромных физических усилий.
Концерт существует в двух редакциях — 1948 года (начальная) и версия 1955 года, отличающаяся от первой несколько изменённой инструментовкой финала.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен.
По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но, в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалью и Финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Хотя это отнюдь не сообщает сочинению субъективного или лирического характера. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта, видимо, преодоление обстоятельств. Не случайно в Пассакалье Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности.