Два симфонических эпизода из оперы «Гибель богов»
«Путешествие Зигфрида по Рейну»
Состав оркестра: 1 или 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 или 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, колокольчики (по желанию), треугольник, арфа, струнные.
«Траурный марш на смерть Зигфрида»
Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, басовая труба, 3 тромбона, 2 теноровые и 2 басовые тубы, контрабасовая туба, 6 арф, литавры, треугольник, тарелки, цилиндрический барабан, струнные.
История создания
Замысел «Гибели богов» — финала грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга» — возник раньше предшествующих частей, еще в 1848 году. Тогда Вагнер задумал большую романтическую оперу «Смерть Зигфрида» — о любимейшем герое немецкого национального эпоса, которому посвящены и средневековые сказания, и современные композитору драмы, стихотворения и даже опера. Но тогда он успел написать только либретто и набросать несколько музыкальных тем (в том числе тему траурного марша). События революции, в которых Вагнер принял непосредственное участие, заставили его отложить работу над музыкой. Позднее замысел разросся до четырех частей, в 1852 году было закончено полное либретто, а написание музыки продолжалось еще более двух десятилетий. «Гибель богов» сочинялась с октября 1869 по ноябрь 1874 года и впервые прозвучала 17 августа 1876 года как финал тетралогии под управлением знаменитого дирижера Ганса Рихтера. Постановка была осуществлена в вагнеровском театре в Байройте.
Два симфонических эпизода из «Гибели богов» зажили самостоятельной жизнью на концертной эстраде. «Путешествие по Рейну» — оркестровая интерлюдия между прологом и I актом. Не знающий страха Зигфрид, выросший в лесу, простившись с любимой женой Брунгильдой, отправляется по Рейну в широкий мир на поиски приключений и подвигов. Полный сил и радостных ожиданий, он не подозревает, что станет жертвой рока. «Траурный марш на смерть Зигфрида» связывает две картины последнего акта. Зигфрид предательски убит на охоте. Ночью, при свете вышедшей из-за туч луны, по берегу затянутого туманом Рейна, через лес, среди скал движется торжественное погребальное шествие.
Музыка
«Путешествие по Рейну» открывается глухим тремоло солирующей литавры; как мрачное предостережение звучат у тромбонов и тубы загадочные аккорды лейтмотива судьбы. Но роковой исход неведом Зигфриду и провожающей его Брунгильде. В первом разделе симфонической картины главную роль играют два светлых жизнерадостных музыкальных образа: звонкий лейтмотив рога Зигфрида (фанфара валторны) и лирический напевный лейтмотив любви (канон кларнета и солирующего альта, затем скрипок и виолончелей — словно дуэт женского и мужского голосов). В следующем разделе господствуют широко развивающиеся лейтмотивы, связанные с Рейном, — Вагнер неистощим на их мелодическое и оркестровое варьирование. Слушатель словно воочию видит величаво струящиеся воды, рассыпающиеся сверкающими на солнце брызгами; слышит пение беззаботных русалок, приветствующих звездочку вод — покоящийся на дне золотой клад. Но вот набегают тени, возникает лейтмотив рокового кольца, которое губит всех, кто им владеет, и неумолимо нисходящий лейтмотив гибели мира. Приглушенные переклички валторн и тромбонов, повторяющих мотив золота, объясняют причину царящего в мире зла. И только последние такты напоминают о свете и радости, окрашивавших начало картины, — звучат краткие отголоски мотива любви.
«Траурный марш на смерть Зигфрида» — величественная трагическая фреска, одно из крупнейших достижений Вагнера. Уникально мастерство, с каким композитор связывает воедино основные лейтмотивы тетралогии, воскрешая в момент роковой развязки историю рода героев, последним из которых был Зигфрид. После краткого вступления тяжелые аккорды медных и траурные раскаты низких струнных открывают шествие. Первый раздел посвящен Зигмунду и Зиглинде — родителям Зигфрида. Суровую героическую тему возглашают 5 туб, им отвечают полные страдания лирические мотивы деревянных духовых. Ослепительным светом вспыхивает средний раздел, где вступает весь колоссальный оркестр. И здесь героические темы Зигфрида также сменяются лирической темой любви Брунгильды в насыщенном тембре кларнета и английского рожка. Но в заключительном разделе вновь воцаряется мрак, слышатся стоны, проклятия; скорбно звучит прежде радостный мотив рога Зигфрида у квартета валторн.
А. Кенигсберг