Variations for violin and piano
Людвиг ван Бетховен создал не так много произведений для виолончели, как для фортепиано, но его творческое наследие для этого инструмента не исчерпывается сонатным жанром. Ряд его творений для этого инструмента написан в одной из излюбленных музыкальных форм Бетховена – вариационной. Одно из них написано в 1796 г. в Берлине, где композитор находился в рамках гастрольного тура. Именно тогда были созданы виолончельные сонаты Op. 5, и тогда же он создал еще одно сочинение для фортепиано и виолончели – Двенадцать вариаций на тему «See the Conquering Hero Comes» из оратории Георга Фридриха Генделя «Иуда Маккавей» (возможно, в Берлине он только начал работать над вариациями, а завершены они были позже). Композитор посвятил произведение княгине Кристине Лихновской – супруге мецената князя Лихновского, в доме которого он жил в 1793-1795 гг. Не исключено, что тема была предложена бароном Готфридом ван Свитеном – большим поклонником творчества Генделя.
Тема Генделя имеет симметричную структуру с отклонением в минор, которое Бетховен подчеркивает в первой вариации. Во второй виолончель выделяет широкие мелодические ходы в теме, поддерживаемая повторяющимися нотами в фортепианном аккомпанементе. В третьей вариации фортепианная партия играет особенно важную роль. Четвертая вариация – первая из двух минорных. В пятой и шестой вариациях инструменты находятся «на равных», музыкальный материал «делится» между ними, подготавливая активную виолончельную седьмую вариацию. Форма темы почти исчезает в восьмой. За спокойной девятой вариацией следует взволнованная десятая. Одиннадцатая вариация весьма сложна технически. В двенадцатой вариации изменяется ритмическая основа темы благодаря смене размера на 3/8.
В 1798 г. Бетховен создает вариационный цикл на моцартовскую тему. Музыка Моцарта была очень популярна в Вене в то время, в качестве темы Бетховен избрал арию Папагено «Ein Mädchen oder Weibchen» («Найти подругу сердца»). В этом виртуозном произведении примечателен поиск необычных сочетаний виолончели и фортепиано. Два контрастных раздела арии Папагено объединены Бетховеном в длинной теме. В первой вариации виолончель не участвует, предоставляя фортепиано «высказаться» в изящных фигурациях. Во второй мелодическое начало сосредотачивается в партии виолончели, но в третьей фортепиано вновь «перехватывает инициативу». В четвертой вариации разворачивается диалог между инструментами, начинающийся «золотым ходом валторны» у виолончели. Максимальной независимости партии инструментов достигают в пятой вариации. В следующих четырех тема подвергается наиболее серьезным преобразованиям, от нее остаются только гармонические контуры. В десятой – фа-минорной вариации появляется пунктирный ритм. В той же тональности изложена лирическая одиннадцатая. В двенадцатой вариации происходит переход от двухдольности к трехдольности. Кода отмечена смелыми гармоническими сочетаниями.
По прошествии трех лет Бетховен создает еще один вариационный цикл для такого же инструментального состава на тему из той же оперы, и вновь речь шла о номере, связанном с тем же персонажем – на этот раз композитор обратился к дуэту Папагено и Памины «Когда чуть-чуть влюблен мужчина». В Семи вариациях на тему «Bei Männern welche Liebe fühlen» из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» для виолончели и фортепиано раскрывается множество оттенков лирического чувства – меланхоличность и нежность, восторженность и смущение.