La damnation de Faust, Op. 24
Драматическая легенда
Состав исполнителей: Фауст (тенор), Мефистофель (баритон или бас), Маргарита (меццо-сопрано), Брандер, один из гуляк в погребке Ауэрбаха (бас), крестьяне, пьяницы, гномы и сильфы, блуждающие огни, солдаты и студенты, соседи Маргариты, адские демоны и осужденные души, серафимы, небесные силы (хор), оркестр.
Три симфонических эпизода из «Осуждения Фауста» →
История создания
Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде, Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу. В первой «народной книге» о Фаусте (1587) он осужден. В следующей, появившейся 12 лет спустя, добавлен ряд новых эпизодов. Первая пьеса о Фаусте была написана выдающимся английским драматургом второй половины XVI века Кристофером Марло, наделившим своего героя великой жаждой знаний. Она стала источником всех последующих театральных обработок, в том числе бесчисленных ярмарочных представлений. Крупнейший деятель немецкого Просвещения Лессинг впервые задумал закончить свою драму спасением Фауста, прославляемого на небесах, но не успел завершить этот замысел.
Величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832), знавший с детских лет народную книгу о Фаусте 1599 года, работал над своим «Фаустом» с 1771 года на протяжении всей творческой жизни. Это грандиозное философское произведение, полное размышлений о предназначении человека, жизни и смерти. Первая часть, законченная около 1800 года, была издана в 1808-м и сразу же приобрела широкую популярность во многих странах. В круговращение глобальных проблем органично вплетается трогательная история соблазненной и покинутой Фаустом Маргариты — наивной девушки из народа, воплощения естественности природы, обаяния патриархальной простоты. Первую часть завершает сцена в тюрьме, где потерявшая рассудок Гретхен ждет казни: она отравила мать и утопила новорожденную дочь. Все попытки Фауста освободить возлюбленную оказываются тщетными, но голос с неба возвещает спасение ее души. Вторую часть «Фауста» Гёте завершил за год до смерти (1831). В заключительном апофеозе ангелы парят в высших сферах с бессмертной сущностью Фауста.
В Париже перевод первой части появился в декабре 1827 года и потряс 24-летнего Берлиоза: «Чудесная книга очаровала меня с первого раза, я не расставался с ней, я читал ее не переставая, за столом, в театре, на улице, повсюду...» Тогда же композитор впервые положил некоторые эпизоды на музыку: летом 1828 года написал балладу Маргариты о Фульском короле, а в феврале следующего года закончил 8 сцен из «Фауста». Была задумана симфония «Фауст», так никогда и не осуществленная. Молодой композитор не ставил перед собой цель воплотить философский замысел Гёте, а сочинил своего рода музыку к драме: сравнительно небольшие песни, хоры и танцы. Более 15 лет спустя, уже создав новаторские Фантастическую симфонию, «Гарольда в Италии», «Ромео и Джульетту», Реквием и Траурно-триумфальную симфонию, Берлиоз вновь вернулся к «Фаусту». В августе 1845 года родился замысел последнего оригинального крупного произведения, завершившего центральный период творчества композитора: драматическая легенда «Осуждение Фауста», сочетающая черты ораториального и оперного жанра с развернутыми ариями, ансамблями, грандиозными хоровыми и балетными сценами, свойственными большой французской опере.
Работа над «Осуждением Фауста» неоднократно прерывалась из-за гастрольных поездок Берлиоза в Германию и Австрию. Во время пребывания в Вене в ноябре 1845 года возник Венгерский марш, первоначально не предназначавшийся для «Осуждения Фауста». О сочинении марша Берлиоз в «Мемуарах» рассказал почти детективную историю, достоверность которой, однако, вызывает серьезные сомнения исследователей. Якобы накануне отъезда из Вены к композитору явился один любитель музыки, просивший сохранить его имя в тайне. Он принес сборник старинных венгерских мелодий и посоветовал выбрать тему марша. «Тема этого марша, которую я инструментовал и разработал, знаменита в Венгрии под именем Ракоци, она очень древняя и принадлежит неизвестному автору. Это боевой напев венгров», — такое примечание сделал композитор в партитуре. Ференц Ракоци II (1676—1735), правитель Трансильвании, в начале XVIII века возглавил народную борьбу против Австрии, поработившей Венгрию. В XIX веке освободительная борьба разгорелась с новой силой, и накануне революции 1848—1849 годов Ракоци-марш стал подлинным венгерским национальным гимном. 6 марта 1846 года в Национальном театре в Пеште Венгерский марш Берлиоза впервые прозвучал под управлением автора и имел потрясающий успех. «Крики и неслыханный топот потрясли весь зал. Затаенная ярость всех этих кипящих душ взорвалась с таким грохотом, что я задрожал от страха. Казалось, что мои волосы встали дыбом, и с этого рокового такта я должен был махнуть рукой на все заключение этой вещи: буря в оркестре оказалась бессильной побороть извержение этого вулкана, которое не могли удержать никакие силы».
«Осуждение Фауста» было завершено 19 октября того же года и посвящено другу и пропагандисту творчества Берлиоза Листу. Премьера состоялась 6 декабря 1846 года в театре Комической оперы в Париже с Берлиозом за дирижерским пультом и закончилась полным провалом.
Композитор свободно трактует трагедию Гёте. Фауст Берлиоза — типичный романтический герой с мятущейся душой, терзаемый противоречиями и мучительными раздумьями, нигде не находящий покоя и счастья. Для него нет спасения ни на земле, ни на небе, смерть Маргариты не приносит ему искупления. Берлиоз подчеркивает неизбежность гибели героя самим названием — «Осуждение Фауста», и заканчивает развитие сюжета скачкой Фауста и Мефистофеля на черных дьявольских конях в адскую бездну.
Музыка
«Осуждение Фауста» — вершина творчества Берлиоза. В нем сконцентрированы типичные черты его стиля: грандиозный размах, красочность контрастных картин, построенных на смене лирических, фантастических, бытовых образов, блестящий оркестр с новаторскими приемами инструментовки.
Самый популярный номер 1-й части и произведения в целом — Венгерский марш с яркой мелодией и зажигательным ритмом, нередко исполняющийся как самостоятельная симфоническая пьеса. Дыханием ночной прохлады овеяна большая балетно-хоровая сцена (сон Фауста) в роще на берегу Эльбы из 2-й части. Ласковую задушевную колыбельную напоминает хор гномов и сильфов, духов воздуха, баюкающих героя, который грезит о Маргарите. На развитии той же темы построен последующий балет сильфов — вальс в медленном темпе, отличающийся воздушным колоритом с причудливыми оркестровыми эффектами. Резким контрастом звучит грандиозный двойной мужской хор финала 2-й части. Вначале композитор сопоставляет хор солдат, мечтающих овладеть и городскими укреплениями, и нежными женщинами, с хором студентов в старинном ладу на латыни «Jam nox stellata» («Звездная ночь»), а затем мастерски соединяет их полифонически. Оригинальна характеристика Маргариты в 3-й части «В Фуле когда-то жил король», названная Берлиозом «Готической песней» — с угловатой, совсем не песенной мелодией и синкопированным ритмом. Лирическим номерам противостоят фантастические, в центре которых — «Менуэт блуждающих огней» с резко акцентированной темой и пугающими сменами звучности. В 4-й части сопоставлены два сольных номера главных героев. Большой романс Маргариты «Любви волшебный пламень угас в душе больной» передает не столько скорбь покинутой девушки, тоскующей о любимом, как в песнях Шуберта или Глинки на тот же текст, сколько воспоминания о прежних счастливых встречах. Следующее затем «Воззвание к природе» рисует Фауста-философа, предающегося возвышенным размышлениям в одиночестве среди скал; музыке присущ сумрачный, суровый колорит, слышатся отзвуки грозных бурь, рушащих леса и горы. Одна из самых драматических сцен — «Скачка в бездну» Фауста и Мефистофеля на адских конях. Неумолимый мерный ритм скачки, безысходно скорбная тема гобоя, старинная литания молящихся женщин, отдельные испуганные возгласы, внезапно обрывающееся нарастание, — все создает напряженную эмоциональную атмосферу трагического финала жизни главного героя.
А. Кенигсберг
Среди вокально-драматических произведений Берлиоза (всего их 23) выделяется «Осуждение Фауста», драматическая легенда для хора, солистов и оркестра (1846). В ораториальном жанре «Осуждение Фауста» занимает такое же место, как «Ромео и Джульетта» в области симфонии.
Создавая свою драматическую легенду, Берлиоз следовал по пути, проложенному его хоровой симфонией. Напоминая ее синтетичностью стиля, жанровым разнообразием музыки, рельефностью и романтической контрастностью образов, «Осуждение Фауста» идет значительно дальше в подобном же направлении.
Это уникальное произведение нельзя причислить ни к одному из сложившихся жанров. Объединив черты оперы, оратории, балета и симфонии, оно возвысилось над ограниченностью музыкального театра того времени. Здесь использованы многие элементы оперы и балета, но драматургия, музыкальный язык и круг образов далеки от французского музыкального театра тех лет. Многое сближает «Осуждение Фауста» с ораторией (обобщенность в трактовке некоторых образов, «картинность» композиции), но сценичность, конкретность и разнообразие эпизодов и в особенности подчиненная роль хора делают его мало похожим на традиционные ораториально-кантатные сочинения. Наконец, огромная роль оркестрового развития позволяет причислить «Осуждение Фауста» к симфоническому жанру. И в то же время инструментальные характеристики и принципы инструментального развития не имеют самодовлеющего значения.
Берлиоз подверг свободной обработке первую часть гётевского Фауста. Вводя новые эпизоды на основе гётевской поэмы, он максимально, усилил заложенные в сюжете музыкальные и театрально-сценические моменты, придавая им подчеркнуто романтическое толкование. Так, для того чтобы ввести в музыку колорит другой страны, композитор перенес действие в Венгрию. Романтикой проникнута и фантастическая сцена гибели Фауста, и опоэтизированные языческие картины природы, и лирика образа Маргариты, и многое другое.
В «Осуждении Фауста» скрещивается множество театрально-музыкальных линий. Отвлеченная философская тема (инструментальное вступление, монолог Фауста) дана не менее ярко, чем блестящая балетная феерия (танец сильфов, менуэт блуждающих огоньков). Интимная лирика (романс Маргариты) не затушевывается массовыми оперными сценами (хор венгерских крестьян, уличная сцена «разоблачения», комический жанровый эпизод в погребке). Наивная фантастика ада (галоп Фауста и Мефистофеля в конце) не исключает глубокой иронии (серенада Мефистофеля). Природа, любовь, жанровые, образы — все охарактеризовано здесь индивидуально, с предельной музыкальной щедростью.
В. Конен
Драматическая легенда Гектора Берлиоза (1846, Париж; 1-я постановка на oперной сцене в 1893, Монте-Карло), в 4 частях.
Либретто композитора и А. Гандоньере по мотивам трагедии Гёте "Фауст".
Главные персонажи:
Фауст (тенор), Маргарита (сопрано), Мефистофель (бас), Брандер (бас).
Венгрия. Фауст смотрит на танцующих крестьян. Маршируют солдаты (Ракоци-марш). Действие переносится в Германию. В кабинет Фауста является Мефистофель и обещает ему исполнение всех желаний. Они гуляют в погребке Ауэрбаха (где поет песню один из завсегдатаев погребка Брандер), затем идут на Эльбу. Усталый Фауст засыпает, и во сне ему является образ Маргариты. Проснувшись, он просит Мефистофеля отвести его к ней. Комната Маргариты. Она готовится ко сну. Мефистофель напускает колдовские чары на Маргариту, а Фауста прячет за шторой. Околдованная страстью, Маргарита отдается появившемуся Фаусту. Приходят соседи, насмехающиеся над ее позором. Снова комната Маргариты. Она в одиночестве скорбит о бросившем ее возлюбленном. Фауста также мучает тоска. Мефистофель рассказывает ему, что ради того, чтобы остаться с Фаустом наедине, Маргарита дала матери снотворное зелье, от к-рого та умерла. Ее приговорили к казни. Потрясенный Фауст умоляет спасти несчастную. Мефистофель соглашается, в обмен на душу Фауста. В начавшейся буре на конях-призраках мчатся Фауст с Мефистофелем. Их поглощает ад. Маргарита прощена и возносится на небеса.
Одно из лучших сочинений Берлиоза, сочетающее в себе всю мощь его симфонического таланта с театрально-драматическим музыкальным языком, столь свойственным для творчества этого композитора. В сочинении много ярких эпизодов, таких как "Ракоци-марш", серенада Мефистофеля и песня Брандера (бывшие в репертуаре Шаляпина). 1-е концертное исполнение в России состоялось в 1890 (Петербург, Мариинский театр). Под названием "Гибель Фауста" исполнена в Большом театре (1907, дир. Сук). Из постановок последних лет отметим работу режиссера Ронкони в "Орeга-Bastille" (1995).
Дискография: CD — Decca. Дир. Шолти, Фауст (Ригель), Маргарита (фон Штаде), Мефистофель (Ван Дам), Брандер (М. Кинг).
Е. Цодоков