The Moor’s Pavane
Одноактный балет на музыку Г. Пёрселла в аранжировке С. Садова, хореограф X. Лимон, костюмы П. Лоуренс.
Премьера состоялась 17 августа 1949 года в танцевальной труппе X. Лимона, Коннектикут-колледж, Нью-Лондон.
Танцевальное представление сочинено Хосе Лимоном на музыку знаменитого английского композитора Генри Пёрселла (1659-1695) к спектаклям «Гордиев узел развязан», «Абделязар», а также паваны из пьесы «Павана и чакона для струнных инструментов» (аранжировка Саймона Садова).
Подзаголовок балета «Вариации на тему Отелло» не означает, что речь идет об инсценировке трагедии Шекспира. «Павана Мавра» — танец для двух пар, имеющий как бы форму традиционной паваны: медленный танец, где исполнители в старинных костюмах (дамы — в длинных тяжелых юбках с тренами) торжественно меняются местами, сходясь и расходясь, иногда берясь за руки, сдержанно общаясь друг с другом. Одновременно, не нарушая «придворного» ритуала, разыгрываются перипетии трагедии Шекспира. В момент, когда Мавр и Яго (в балете он именуется Другом) оказываются рядом, Друг, опираясь сзади руками на плечи Мавра, как бы подчиняет его себе, нашептывая клевету. И вот уже отравленный ядом клеветы Мавр, идя навстречу Жене (так именуется здесь Дездемона), кидает на нее враждебные взгляды. Жена Друга сначала возмущена кознями мужа, но затем принуждена подчиниться им. И вот уже платок, оброненный Женой Мавра, переходя из рук в руки, становится уликой. Ревность, недоумение, мольба, страх, ярость и отчаяние — все эти чувства передаются в неспешных поклонах, сменах партнеров, касаниях рук, поворотах головы, перегибах корпуса. Раскрывая в танце суть шекспировской трагедии, хореограф настаивает на более обобщенном понимании представления: подобная история возможна в жизни любого человека.
Премьеру «Паваны Мавра», показанную впервые на американском фестивале танца, танцевали: Хосе Лимон (Мавр), Бетти Джонс (Жена Мавра), Люкас Ховинг (Друг), Полин Конер (Жена Друга).
Хосе (настоящее имя Аркадио) Лимон (1908-1972) — один из известнейших американских хореографов «танца модерн». Родился в Мексике, с 1915 года жил в США. Первоначально занимался живописью. С 1928 года учился танцу «модерн» у знаменитых педагогов Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана и был артистом их труппы в 1930-40-х годах. Первые постановки — «Мексиканские танцы» на музыку Новака (1939), «Чакона ре минор» на музыку И.-С. Баха (1940). После Второй мировой войны, вернувшись из армии, Лимон организует свою труппу, глубоко убежденный, что художник обязан не только развлекать, но и «помочь сделать послевоенный мир таким, чтобы в нем стало жить лучше».
Среди поставленных здесь постановок: мексиканская легенда «Ла Малинче» на музыку Норманна Ллойда, «Павана Мавра» и «Император Джонс» по сюжету американсконского драматурга Юджина О'Нила на музыку бразильского композитора Эйтора Вила Лобоса.
В 1958 году Лимон поставил на музыку венгерского композитора Золтана Кодая "Missa Brevis in Tempore Belli" («Короткую мессу военных времен») — представление, в котором передал свое потрясение при виде разрушенной войной Варшавы. Не прошел хореограф и мимо русской истории. Его постановка «Сын мой, враг мой» на музыку В. Фэн основана на письме Петра Первого сыну Алексею.
Фактом признания Хосе Лимона как исполнителя и хореографа стало приглашение в 1964 году возглавить в Нью-Йорке объединенный коллектив «танца модерн», однако эта труппа просуществовала недолго. В 1969 году Лимон кончает танцевать и сосредоточивается на балетмейстерской деятельности в своей труппе, состоящей из 15-16 исполнителей.
Большой интерес вызвал мужской танец «Невоспетые» (1970) о легендарных индейских вождях. Для женской части труппы были сочинены «Танцы для Айседоры» (1971), где сценические образы, созданные Дункан, перекликаются с событиями ее жизни.
Две последние работы Хосе Лимона созданы им незадолго до смерти: «Орфей» на музыку Бетховена и «Карлотта» — драма о жене мексиканского императора Максимилиана. Все последние постановки Лимона с огромным интересом были восприняты российскими зрителями во время гастролей его труппы в 1973 году, к сожалению уже без своего создателя. Гастроли в России "Limon dance company" (1995) показали непреходящую ценность постановок Хосе Лимона.
«Павана Мавра» — самая известная постановка Хосе Лимона. Она перешагнула границу танцевальных стилей и вошла в репертуар театров классического балета: Американского театра балета (1970), Королевского Датского балета (1971, показана на гастролях в СССР в 1973 году), «Джофри бэллей» (1973) и других. Впервые в России этот балет Лимона поставила Наталья Рыженко в 1984 году в театре Ленинградской консерватории. Постановка нашла превосходных исполнителей: Никита Долгушин (Мавр), Елена Евтеева (Жена Мавра), Марат Даукаев (Друг), Габриэла Комлева (Жена Друга). Позднее роль Мавра исполнял и Фарух Рузиматов.
В заключение приведем художественное кредо уникального хореографа Хосе Лимона: «Я пытаюсь создавать постановки, в которых переплетались бы личная трагедия человека и величие его духа. Мне хочется копнуть глубже, проникнуть под гладкую поверхность пустого формализма и демонстраций технического мастерства, исследовать сущность, характер личности, который проявляется порой в мощном, грубой красоты жесте... Меня тянет к демонам, святым, мученикам, еретикам, юродивым и другим ярким образам. Я обращаюсь за наставлениями к художникам, которые являют мне человеческую страсть, олицетворяют непревзойденную творческую дисциплину и безупречность формы: к Баху, Микеланджело, Шекспиру, Гойе, Шенбергу, Пикассо, Ороско».
А. Деген, И. Ступников