Мендельсон. Соната для кларнета и фортепиано

Clarinet Sonata (Es-dur)

Композитор
Год создания
1824
Жанр
Страна
Германия
Феликс Мендельсон-Бартольди / Felix Mendelssohn Bartholdy

Феликс Мендельсон-Бартольди единственный раз за всю свою творческую жизнь создал сольное произведение для духового инструмента. Внимание композитора привлек кларнет. Ему было всего пятнадцать лет, когда он написал Сонату для кларнета ми-бемоль мажор.

Об истории ее создания неизвестно практически ничего, можно говорить только о предположениях. Известно, что Мендельсон был знаком с Генрихом Йозефом Берманом – немецким кларнетистом-виртуозом, однако нет никаких оснований предполагать, что соната посвящалась ему или создавалась для него. Для Бермана Мендельсоном были написаны две Концертные пьесы для кларнета, бассетгорна и фортепиано – это блестяще-виртуозные произведения, в то время как Соната предъявляет к кларнетисту гораздо более скромные требования, в меньшей степени демонстрируя возможности этого инструмента, вряд ли Соната была адресована такому музыканту, каким был Берман.

Единственным источником информации, способным пролить свет на историю создания Сонаты для кларнета, остается копия, хранящаяся в Немецкой национальной библиотеке. На ней помечено карандашом: «Каскель в Дрездене». Вероятно, речь идет о бароне Карле фон Каскеле. Этот немецкий банкир состоял в дружеских отношениях с Джакомо Мейербером, переписывался с Робертом Шуманом, был знаком с Рихардом Вагнером, но он не только живо интересовался музыкой – он сам был музыкально одаренным человеком, публиковал свои сочинения под псевдонимом Карл Лассек. Неизвестно, был ли он кларнетистом-любителем, но если это так, соната вполне могла быть создана для него – исполнительский уровень произведения явно указывает на то, что создавалась она для музыканта-любителя, а не для профессионала-виртуоза.

В медленном вступлении, открывающем первую часть – Adagio – Allegro moderato – можно усмотреть нечто моцартовское. Ясная, устойчивая мелодия размеренно излагается в трехдольном метре. Но хроматизмы в фортепианных фигурациях ясно выдают «почерк» Мендельсона. Основная часть – быстрая, представляет собой классическое сонатное allegro. Романтическое начало в нем особенно ярко проявляется в фортепианных фигурациях, сопровождающих побочную партию.

В минорной второй части – Andante – меланхолическая, кантиленная основная тема излагается первоначально кларнетом без фортепианного сопровождения. В противоположность этому, в финале – Allegro moderato – инструменты вступают одновременно.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама