Dimitrij
Опера Антонина Дворжака в 4 действиях, либретто М. Червинковой-Ригровой.
Премьера: Прага, 8 октября 1882 г.; 2-й редакции — Прага, 20 ноября 1883 г.; 3-й редакции — 7 ноября 1894 г.
Дворжак, решив писать оперу на историческую тему, остановился на фигуре Лжедимитрия I, которая неоднократно привлекала внимание драматургов. В пьесах Ф. Шиллера и Ф. Геббеля, вопреки правде истории, Лжедимитрий выступает не как ставленник польской шляхты, авантюрист, а как человек, искренне убежденный в том, что он сын царя Ивана. Для него открытие правды — удар, от которого он уже не может оправиться.
По-видимому, Дворжак не знал о «Борисе Годунове» Пушкина и Мусоргского. Исторические факты в его опере изменены, многое домыслено, встающая перед зрителями картина имеет мало общего с действительностью. Хронологически действие начинается там, где кончаются события «Бориса Годунова».
Царь Борис умер. За престол идет борьба между Шуйским и Димитрием. Побеждает Димитрий, так как вдова Ивана Грозного, мать убитого царевича, признает в нем своего сына. Между новым царем и его женой, властолюбивой Мариной Мнишек, разгорается спор. Марина хочет, чтобы в России все было подчинено шляхетской власти: ведь Димитрий завоевал трон с помощью польского оружия. Сам же он хочет править как русский царь. У гробниц царей Ивана и Бориса в Кремле Димитрий встречает царевну Ксению, дочь Бориса, и влюбляется в нее. Он узнает о направленном против него заговоре Шуйского. Шуйскому грозит казнь, но Ксения, живущая в его доме (!), умоляет царя пощадить ее опекуна (!). Марина, видя, что Димитрий увлечен Ксенией, грозит выдать его тайну: он не сын Ивана Грозного, а монах Гришка Отрепьев. Димитрий потрясен. Шуйскому удается убить его. Народ оплакивает свою судьбу. Основной конфликт сведен к теме любви Ксении и Димитрия и борьбе с Шуйским. Несмотря на нарушение исторической правды, в музыке, особенно в партии Ксении и хорах, композитору удалось передать некоторые черты русской песенности.
Дворжак неоднократно возвращался к этому, одному из самых любимых своих сочинений. После премьеры критики высказали ряд замечаний, и он внес в партитуру изменения. После исполнения в Вене вновь раздались критические голоса — на сей раз автор предпринял более решительные переделки. Опера стала более компактной, но при этом понесла и немалые потери. Впоследствии при постановках делались сводные, компромиссные версии (такова, в частности, редакция К. Коваржовица). Доказала свою жизнеспособность и первоначальная редакция.
А. Гозенпуд