«Сэдлерс-Уэллс» (англ. Sadler’s Wells Theatre; с 1974 — Английская национальная опера) — оперный театр в Лондоне. Здание театра было построено в 1683 (современное — в 1765). В 18-19 веках на его сцене ставились балладные оперы, балетные дивертисменты, пантомимы, с середины 19 века до 30-х годов 20 века выступали различные драматические труппы. В 1931 видный театральный деятель Л. Бейлис организовала при «Сэдлерс-Уэллсе» балетную труппу «Вик-Уэллс балле» (позднее — «Сэдлерс-Уэллс балле», с 1957 — Королевский балет) и оперную — «Вик-Уэллс опера компани» (названия этих коллективов от театра «Олд Вик», где Бейлис была директором). В 30-е годы популярностью пользовались спектакли балетной труппы «Сильфиды» на музыку Шопена (1932), «Коппелия» (1933), «Жизель» (1934), «Лебединое озеро» (1934); «Фасад» Уолтона (1935), «Шахматы» Блисса (1937), «Спящая красавица» (1939).
Оперная труппа Английской национальной оперы как самобытный, яркий художественный коллектив сформировалась после 2-й мировой войны 1939-45; этапной была первая постановка оперы Б. Бриттена «Питер Граймс» (7 июня 1945); главные партии исполняли крупнейшие певцы — Дж. Кросс и П. Пирс. Первым главным дирижёром труппы был Л. Коллингвуд (в 1940-47 также директор).
Многие спектакли Английской национальной оперы стали знаменательным событием в истории английского музыкального театра. Среди них — «Симон Бокканегра» Верди (1948), «Катя Кабанова» (1951), «Лисичка-плутовка» (1961) Яначека, «Русалка» Дворжака (1959), «Фиделио» Бетховена (1959), «Андре Шенье» Джордано (1959), «Золушка» Россини (1959), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (1961), «Похождение повесы» Стравинского (1962), «Идоменей» (1962) и «Свадьба Фигаро» (1965) Моцарта, «Возвышение и падение города Махагони» Вайля (1963), «Бульвар одиночества» Хенце (1963), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1963).
Спектаклями дирижировали А. Гибсон, К. Дейвис, Ч. Маккерас; выступали крупнейшие певцы: П. Пирс, С. Фишер, Дж. Хаммонд, Ф. Шарп, а также М. Кольер, Дж. Уорд, П. Глоссоп, Э. Харвуд, А. Ремедиос, А. Джун, X. Харпер, Д. Макинтайр.
С конца 60-х годов отмечается особое развитие художественного мастерства коллектива театра. Крупными работами стали спектакли: «Пиковая дама» (1966); «Эрнани» Верди (1967), «Из мёртвого дома» Яначека (1967). В 1968 театр поставил оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры». Выдающимся достижением современной вагнерианы явилась постановка тетралогии «Кольцо нибелунга» («Валькирия», 1970; «Гибель богов», 1971; «Золото Рейна», 1972; «Зигфрид», 1973). Среди видных интерпретаторов творчества Вагнера — певцы Н. Бейли, Р. Хантер, А. Ремедиос, Д. Хаммонд-Строуд, дирижёры Р. Гудолл и Ч. Маккерас.
Наряду с популярной оперной классикой («Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Манон», «Фауст», «Трубадур», «Кармен» и др.) в репертуаре театра значительное место занимают произведения, редко исполняемые на современной оперной сцене, — «Орфей» (1966), «Коронация Поппеи» (1971) Монтеверди, «Осуждение Фауста» Берлиоза (1969), «Фиделио» Бетховена (1970; в редакции 1805), «Семела» Генделя (1970).
К числу наиболее ярких постановок 70-х годов относятся: «Война и мир» (1972); «Дьяволы из Лаудина» Пендерецкого (1973), «Мария Стюарт» Доницетти (1973), «Бассариды» Хенце (1974), «Дон Карлос» (1974, с включением фрагментов, прежде не исполнявшихся), «Волшебная флейта» (1975); «Кавалер роз» Р. Штрауса (1975).
Театр обращается и к произведениям современных английских авторов, поставлены «Серные рудники» (1965) и «Пенни за песню» (1967) Р. Родни-Беннетта, «Скрипки Сен-Жака» (1966) и «Счастливое путешествие Петера» (1969) М. Уильямсона, «История Васко» Г. Кроссе (1974), однако репертуарными остаются только оперы Б. Бриттена.
С 1968 труппа Английской национальной оперы выступает в лондонском «Колизеуме» (построен в 1904), зал которого вмещает 2358 мест. Спектакли идут на английском языке.
Театр неоднократно выезжал на гастроли. В 1975 труппа выступала на Венском фестивале, в 1984 в США. В 1990 Английская национальная опера гастролировала в СССР (Ленинград, Москва, Киев). Среди гастрольных спектаклей «Макбет» Верди, «Поворот винта» Бриттена, «Ксеркс» Генделя (1-е исполнение в России).
В. В. Тимохин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.