Лондон музыкальный

Категории словаря

Лондон (London) — столица Великобритании. Один из старейших муз. центров Европы.

Зарождение музыкальной жизни в Лондоне относится к кон. 11 — нач. 12 вв. В 11–14 вв. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в Вестминстере, где находилась корол. резиденция. При дворе существовали постоянная Корол. капелла (впервые упоминается в 1135), к-рая выступала в соборе св. Стефана, Сент-Джеймсском дворце и соборе св. Павла в дни придв. и религ. торжеств, а также Корол. домашняя капелла, сопровождавшая короля в его путешествиях. Придв. вахтенный трубач подавал сигналы времени; трубачи-фанфаристы обслуживали официальные церемонии. Музыканты служили также в гор. охране, в 13 в. из них были созданы воен. оркестры; в 15–16 вв. сформировались оркестры платных музыкантов, в сопровождении к-рых проходили гор. празднества (до 18 в.). В 15–19 вв. существовал Корол. оркестр (позднее наз. «Королевская музыка»). В быту была распространена игра на нар. муз. инструментах — свирелях и барабанах. С 14 в. установилась традиция торжеств. церемоний с музыкой, а также шумных уличных шествий с пением (т. н. «крики Лондона»). С 1350 музыканты Л. объединились в проф. ассоциации — гильдии менестрелей, к-рые в 1469 получили корол. монополию и с 1500 организовались в цех музыкантов. В 1604–69 муз. жизнью Л. руководила корпорация «Королевские музыканты».

Параллельно с развитием светской музыкальной жизни шёл процесс формирования церк. музыки. Хоры имелись в Корол. колледже при капелле св. Стефана (первый регент хора мальчиков — Дж. Пламмер) и Бенедиктинском монастыре (позднее — Вестминстерское аббатство) и др. С церк. капеллами и хорами были связаны первые крупные англ. музыканты — Йоханнес, прозванный Filius Dei (Сын божий), Мейкблайт Уинчесторский, Блэксмит (13 в.). Лучший хор — в соборе св. Павла (Сити; в сер. 15 в. им руководили комп. Д. Редфорд и органист Ф. Рис). Музыку для этого хора писали мн. крупные композиторы, в т. ч. Т. Таллис, Р. Уинслейт и др. В 14 в. в церк. обиходе утвердились многогол. пение (см. Английская музыка) и игра на органе (один из первых известных строителей органов — Дж. Хау). К 15 в. церк. музыканты объединились в Братство св. Николая, которое участвовало в мираклях и мистериях, торжественных шествиях с музыкой. В 16 в. в Корол. капелле и в крупнейших соборах капельмейстерами и органистами служили видные музыканты (У. Бёрд, Т. Морли, Дж. Булл). Муз. образование получали в закрытых церк. уч. заведениях, разл. колледжах, хор. школах при крупных соборах и Корол. капелле, с 1596 — в ун-те. В эпоху Реформации всё большее распространение получает светское музицирование, особенно в аристократич. кругах; возникают небольшие инстр. ансамбли (т. н. консорты), состоявшие из исполнителей на виолах и деревянных духовых инструментах, вок.-инстр. группы, участники к-рых собирались в аристократич. домах для пения мадригалов.

Развитие муз. иск-ва привело к зарождению в 16 в. нотоиздат. дела. Одну из первых фирм создали Т. Таллис и Бёрд, получившие в 1575 патент на печатание муз. произв. (передан в 1598 Морли). В 1-й трети 17 в. появились проф. инстр. мастера, изготовлявшие клавесины, спинеты (Д. Хичкок и Ч. Хоуард), виолы (Д. Росс и Дж. Джей), а также органы (Р. Дэллем) и др.

К нач. 17 в. входит в моду сольное инстр. музицирование. Одноврем. зарождается нац. муз. театр — первоначально в форме увеселительных придв. представлений с музыкой (т. н. маски).

В период бурж. революции (1640–60) снизилась интенсивность муз. жизни. Мн. музыканты покинули Л. вместе с корол. двором; капеллы и церк. хоры были распущены. Зародились новые, более демократич. формы светского музицирования — музыка звучала в тавернах (прообраз будущих открытых концертов); в т-рах «Лестер-филдс», «Хеймаркет» и «Друри-Лейн» продолжали ставиться маски («Купидон и смерть» Шёрли с музыкой Лока и Гиббонса, 1653). В 1656 драматург У. Давенант основал регулярные театр.-муз. представления в «Ратленд-хаусе», где были пост. первая английская опера «Осада Родоса» (либр. У. Давенанта, музыка Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена, 1656) и др.; с 1657 спектакли стали общедоступными.

Разл. объединения музыкантов, существовавшие с 15 в., слились в «Достопочтенное сообщество музыкантов», в к-рое в кон. 17 и 18 вв. входили комп. Т. Арн, С. Арнолд, У. Бойс, С. Стораче, Ч. Бёрни, Ч. Дибдин, скрипачи М. Дюбур, М. Фестинг, чембалисты и органисты Д. и Р. Розенгрейв, У. Бейбелл, Ч. Стэнли, Ч. и С. Уэсли и др., певцы Р. Леверидж, Д. Бёрд, певицы Э. Биллингтон, А. Робинсон, сестры Э. и М. Линли.

Расцвет муз. жизни после Реставрации Стюартов (1660) определялся растущим интересом к муз. иск-ву бурж. кругов. В Л. впервые в Европе стали проводиться публич. концерты; в 1672 придв. скрипач Дж. Банистер организовал в своём доме серию открытых «Послеполуденных концертов» вок. и инстр. музыки (продолжались до 1678); в 1678–1714 ежегодные циклы абонементных концертов с участием видных музыкантов проводил Т. Бриттон, позднее бельгиец Дж. Луайе; в 1699 концерты устраивались также изд-вом «Плей-форд»; с 1683 в залах «Йорк-билдингс», «Фрименс-ярд», «Ковент-Гарден» и др. выступали итал. певцы; в 1714—1779 вв. помещении для публич. концертов «Хикфордсрум» гастролировали Ф. Джеминиани, В. А. Моцарт, играли и англ. музыканты. Возникли новые конц. организации и об-ва — Концерты в таверне «Касл» («Castle-concerts», с 1724; рук. Т. Янг и М. Грин), Академия вок. музыки (1726), Филармоническое (1728, рук. Грин), Мадригальное (для любителей, собиравшихся в тавернах, 1741–1919) об-ва, «Новые концерты» (1749) с участием Ч. Бёрни, Академия старинной музыки (1710–92) и др. Специфич. нац. жанры вок. полифонии «кэтч» и «гли» культивировали об-ва любителей — «Кэтч-клуб» (1716), Анакреонтическое (1766–94), «Гли-клуб» (1787–1857) и др. Мн. из этих об-в существовали до сер. 20 в.

Во 2-й пол. 18 в. открылись конц. помещения «Карлайл-хаус» (1765), «Пантеон» (1772), «Тотнем стрит румс» (1772), «Хановер скуэр румс» (1775; наиболее популярно). Известностью пользовались конц. об-во, осн. И. К. Бахом и К. Ф. Абелем («Bach — Abel concerts», 1765–82), об-ва «Профессиональные концерты» (рук. М. Клементи, 1783–93), «Заломон-концерты» (1786, осн. скрипачом И. П. Заломоном; Й. Гайдн исполнил в них свои «Лондонские симфонии» в сезоны 1791–92 и 1794–95) и Концерты старинной музыки (с 1776; с 1785 — Корол. концерты). Муз. вечера устраивались также частными лицами, в т. ч. гастролёрами из др. стран.

В сер. 18 в. стали популярны концерты на открытом воздухе (со 2-й пол. 18 в. это были концерты только лёгкой музыки) — в парках и т. н. садах развлечений — «Воксхолл-гарденс», «Мэрилебон-гарденс» и др., для которых писали музыку Г. Ф. Гендель, И. К. Бах и др. Здесь играли специально собранные орк. коллективы и большие военные дух. оркестры (в т. ч. Корол. артиллерийский, с 1762), концертировали известные солисты. После Реставрации возобновил свою деятельность корол. оркестр, реорганизованный по франц. образцу («24 скрипки короля», руководитель — «Мастер королевской музыки», сочинявший музыку к придв. торжествам). Свой собств. оркестр содержала также королева. В придв. оркестрах работали в качестве руководителей и педагогов Г. Пёрселл (с 1677 руководил оркестром скрипачей, с 1682 — корол. капеллой), Гендель, И. К. Бах, Й. С. Фишер, Абель, Й. Гайдн и др. крупные музыканты. Высоким оставался уровень ведущих церк. хоров, хотя удельный вес духовной музыки в муз. жизни Л. заметно снизился. В крупнейших соборах работали органисты Дж. Кларк, Д. Треверс, Бойс, Арнолд, Дж. Джонс, Дж. Блоу, Б. Кук и др.

Со 2-й пол. 17 в. регулярно гастролировали иностр. оперные труппы — итальянца Джентилески (с 1660), французская под рук. Р. Камбера (с 1673, ежегодно до кон. 17 в.) и др. С 1705 начался длит. период господства итал. оперы. Спектакли итал. трупп сначала шли в новом «Куинс-тиэтре» (осн. в 1705), с 1706 — в т-ре «Друри-Лейн», с 1720 — в «Кингс-тиэтре» на Хеймаркете (осн. оперной труппой Корол. академии музыки). Ставились итал. оперы, в т. ч. Дж. Б. Бонончини, О. Арности, а также Генделя (с 1728 — рук. труппы), к-рый дирижировал гл. обр. своими операми-сериа и ораториями в «Ковент-Гардене» (с 1734), оперы Б. Галуппи, К. В. Глюка, И. К. Баха (под их руководством). В 1733 итал. комп. Н. Порпора написал «Оперу знати», пост. в т-ре «Линкольнс Ин Филдс» (с 1734 шла в «Кингс-тиэтре»).

Попытки утвердить на сцене англ. нац. оперу не имели успеха и были единичными (первая англ. опера — «Дидона и Эней» Пёрселла впервые была пост. любителями в Высшей женской школе в Челси в 1688). Англ. композиторы были лишь авторами театр. музыки, к-рая с кон. 17 в. стала занимать всё более важное место в спектаклях драм. т-ров «Дорсет-Гарден», «Ройял», Т-ре герцога Йоркского. Продолжали ставиться маски с музыкой Лока, Драги, Давенанта, Т. и М. Арнов, Дибдина, Линли, Стораче и др. Важным событием была пост. сатирич. «Оперы нищих» («The beggar’s opera») Дж. Гея и Дж. Пепуша в т-ре «Линкольне Ин Филдс» (1728), явившаяся проявлением борьбы с засильем итал. оперы и положившая начало новому жанру — т. н. балладной опере. Балладные оперы ставились в т-ре «Сэдлерс-Уэллс» (осн. — 1683). Однако итал. оперы-сериа и оперы-буффа продолжали с успехом идти в т-рах Л.: гастролировала итал. труппа (с 1748), ставились итал. оперы К. В. Глюка, Б. Галуппи (в т-ре «Хеймаркет» в 1760-е гг.).

На рубеже 18–19 вв. развитие муз.-театр. жизни приостановилось, т. к. мн. театры пострадали от пожаров — сгорели здания «Кингс-тиэтра» (1789), «Пантеона» (1792; осн. в 1771; преобразован в оперный т-р в 1791), «Ковент-Гардена» (1808), «Друри-Лейна» (1809).

Во 2-й пол. 17 в. Л. стал одним из крупнейших центров европ. нотопечатания и производства клавишных инструментов. Нек-рые фирмы совмещали издат. дело с изготовлением муз. инструментов, в т. ч. фирма Дж. Плейфорда (1650); издат. дело продолжил и развил его сын Г. Плейфорд. В 18 в. ведущим стало предприятие Дж. Уолша (осн. 1693, позднее наз. «Уолш, Хейр энд Рэнделл», с 1783 — «Райт энд К°«), издававшее б. ч. произв. Генделя и др. крупнейших композиторов. Среди издателей 18 в. — фирмы Мирс, Кук, Джонсон, Томпсон, «Лонгмен энд Бродерип», Престон, Форстер, «Стрейт энд Скиллерн», Р. Бремнер, П. Велькер, Дж. Блэнд, М. Клементи. Среди крупнейших фирм муз. инструментов сер. 18 в. — «Б. Смит энд Снецлер», Джордан, Байфилд, Харрис (органы), Хичкок, Кин и Махун, Дж. Кёркмен (клавесины); известные инстр. мастера — И. Б. Нордман и Б. Чуди (клавесины), У. Булл (дух. инструменты). В 1773 фирма «Бродвуд» начинает производить фп. новой модели, в 1788 — рояли.

Медленнее развивалось в Л. муз. образование, находившееся с 1700 в ведении Городского об-ва, с 1738 — Королевского об-ва музыкантов (существует и в совр. Л.). На протяжении 18 в. музыке учились гл. обр. у частных педагогов, а также в детских хорах при капеллах.

В 19 — нач. 20 вв. муз. жизнь Л. значительно демократизировалась. В нач. 19 в. господствовали концерты смешанного типа — «общественные», «подписные», «вокальные» и др. Крупнейшее конц. об-во — Филармоническое (осн. в 1813, позже — Корол. филармоническое) — с 1851 пропагандировало в симф. концертах новую музыку, в т. ч. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Дворжака и др.; дирижёрами Филармонич. оркестра были С. Беннетт, А. Салливен, Ф. Коуэн, А. Макензи и др. Среди др. об-в — Концерты старинной музыки (до 1848, также с проф. оркестром), Новое филармоническое (1852–79), Корол. музыкальное (1775–1848), разл. ораториальные, в т. ч. «Ораториос» (1795–1805; в репертуаре преим. соч. Генделя) и «Священная гармония» (1833–82; возродило забытые оратории, а также исполняло оратории Ф. Мендельсона, Л. Шпора и др.). Деятельность нек-рых об-в была связана с творчеством только одного композитора, по имени которого они назывались, — «Пёрселл-клуб» (1835–63), Баховское об-во (1849–70), позднее — Баховский хор (1876). В числе хор. об-в — Хор. гармонич. об-во (1843–1911), Хор. об-во Генри Лесли (1855–87), Корол. хор. об-во (с 1871). В сер. 19 в. получили распространение сольные концерты инструменталистов, вечера камерной и вок. музыки: циклы Камерные концерты (с 1835), Концерты классич. инстр. музыки (с 1836) и др., позднее — регулярные просветительские общедоступные концерты в Хрустальном дворце (рук. А. Манс, 1856–1901), «Популярные концерты» (осн. Т. П. Чеппеллом; в них принимали участие знаменитые инструменталисты, 1859–98), Воскресные камерные концерты Нар. конц. об-ва (осн. в 1878); просветительное значение имели камерные концерты Муз. союза (1845–80), для к-рых впервые в Л. выпускались печатные программы с аннотациями. С 1838 существовали «Променад-концерты» (осн. франц. скрипачом Ф. Мюзаром), программы к-рых составляла гл. обр. лёгкая орк. музыка. В 1895 дир. Г. Вуд основал летние общедоступные «Променад-концерты», ставшие популярными благодаря их демократич. характеру, выступлениям лучших солистов, а также высокому качеству нового оркестра «Куинс-холл» (эти концерты посещал В. И. Ленин). В середине и кон. 19 в. продолжалась деятельность муз. клубов — Клуба мелодистов (1825–56), популяризировавшего баллады, «Раунд энд Кэтч», в концертах к-рого также исполнялись совр. соч. В конц. жизни Л. важную роль играли муз. фестивали; крупнейшие из них — Генделевский в Хрустальном дворце (с 1857 каждые 2–3 года) и ежегодный Лондонский (с 1899). На протяжении 19 и нач. 20 вв. в Л. выступали ведущие иностр. солисты (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.) и оркестры. Однако до нач. 20 в. в Л. редко исполнялись произв. англ. композиторов. Лишь с утверждением новой композиторской школы, связанной с движением «английского музыкального возрождения», стали исполняться соч. Э. Элгара, Ф. Дилиуса, Р. Воан-Уильямса, Г. Холста, а также произв. Пёрселла (2-я пол. 17 в.).

Активизация конц. жизни вызвала строительство спец. помещений. С 1830-х гг. открываются «Эксетер-холл» для исп. ораторий и крупных орк. произв. (1831), «Уорнумс-холл» (1837), «Кросби-холл» (1842), «Сент-Джеймс-холл» (с 1858), использовавшийся гл. обр. для камерных и общедоступных концертов («Попс», 1865–1876). В 1871 открылся «Альберт-холл». Гл. центр конц. жизни Л. — «Куинс-холл» (с 1898; большой и малый залы). В муз. т-рах Л., гл. обр. «Кингс-тиэтре» (позже наз. «Хэр маджести тиэтр»), почти до кон. 19 в. продолжали идти оперы Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также итал. оперы В. А. Моцарта (в 1887 т-р восстановлен после пожара 1867, действовал до 1891, после чего был снесён). Англ. оперные труппы т-ров «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн» ставили оперы итал. и франц. композиторов на англ. яз. Лишь после окончания монополии на пост. итал. опер т-ра «Хэр маджести тиэтр» (1843) выдвигается «Ковент-Гарден». Англ. оперы и мелодрамы ставились труппами «Инглиш опера хаус» (рук. С. Арнолд, 1809–41), Корол. англ. оперы (на сцене т-ра «Лицеум», 1856–64; рук. Л. Пайн и У. Харисон), «Карл Роза опера компани» (осн. в 1869) и труппой т-ра «Олд Вик» (классич. оперы на англ. яз. на сцене т-ра «Принсесс»), балеты — в т-рах «Эмпайр» и «Альгамбра». Во 2-й пол. 19 в. растёт популярность муз. комедий. В т-рах «Альгамбра» (с 1854), «Ройялти» (с 1875), «Савой» шли оперетты Д. Гилберта и А. Салливена. В 1889 К. д’Ойли Карт основал Компанию комич. оперы (преобразована в 1891 в Корол. англ. оперный т-р, к-рый вскоре возобновил пост. оперетт на сцене т-ра «Пэлис»). В кон. 19 — нач. 20 вв. муз. комедии ставились гл. обр. в т-ре «Гейети».

В 19 в. усиленно развивалось муз. образование. В 1822 открылась Корол. академия музыки (первое в Великобритании гос. муз. учебное заведение); в кон. 19 в. она была преобразована в высшее уч. заведение, по образцу к-рого созданы Нац. уч. колледж музыки (1880; с 1883 Корол. муз. колледж), муз. школа «Гилд-холл» (е 1880), Колледж органистов (1864, с 1893 — Королевский), а также «Тринити-колледж» (1872). Среди средних муз. школ — Лондонская академия музыки (с 1861), «Тоника-соль-фа колледж» (осн. Дж. Кёрвеном для подготовки учителей пения, 1863), Лондонская муз. школа (с 1865), Форестгейтский муз. колледж (с 1885), «Метрополитен-колледж» (с 1889).

С нач. 19 в. расширилась деятельность издат. фирм — «Клементи и компания» (1802, с 1832 — Коллард и Коллард), «Чэппелл» (1812), «Бузи» (1816), «Кокс» (1823, с 1898 — «Аугенер»), «Крамер» (1824), «Уэссел» (1825, с 1860 — «Эшдаун»), «Кёрвен» (1863) и особенно «Новелло» (осн. 1811; выпускала дешёвые массовые издания).

В сер. 19 в. начался регулярный выпуск муз. журналов; наиболее распространённый журнал — «Musical Times» (с 1844). В крупных газетах открылись муз. отделы, где сотрудничали музыковеды, в т. ч. Д. Б. Шоу, Э. Ньюмен, У. Айртон, Э. Хоумс и др.

В 20 в. в Л. продолжали возникать новые типы и формы конц. деятельности, новые муз. организации и коллективы; среди них — муз. клуб «Кинг кол» (1900–1925), Лондонское хор. об-во (с 1903), оперные компании, в т. ч. Т. Бичема (с 1909; им организованы гастроли в Л. труппы С. П. Дягилева; см. «Русские сезоны»), Британская нац. компания (с 1922), хор «Морли-колледжа» (с 1907, осн. Г. Холстом), Филармонич. хор (с 1919), Об-во классич. концертов (1908–22) и крупнейшие оркестры — Лондонский симфонический (с 1904), Лондонский филармонический оркестр (1932), к-рые прославились под рук. дирижёров Т. Бичема, Г. Вуда, А. Боулта, А. Коутса, М. Сарджента; они пропагандировали произв. Р. Воан-Уильямса, А. Блисса, Холста, А. Буша и др. При муз. отделе Брит. радиовещат. корпорации (Би-Би-Си, осн. в 1922) существовали хор (с 1928) и симф. оркестр (с 1930), устраивавшие регулярные публич. концерты.

Растущий интерес к старинной музыке определил создание хора и оркестра Б. Нила (1933; с 1955 — ансамбль «Филомузыка Лондона», в 1970-е гг. рук. Д. Литтаур), ансамбля «Исполнители на струнных» (1938, рук. Жак) и др., а также активизацию об-в мадригалистов — вок. коллективов «Английские певцы» (с 1920), «Певцы a cappella» (с 1922), «Певцы эпохи Тюдоров» (с 1923), Лондонская мадригальная группа (1930) и др. Особое значение для демократизации муз. культуры Л. имело объединение прогрессивных музыкантов в Рабочую муз. ассоциацию (с 1936). На протяжении неск. десятилетий продолжались попытки создания нац. оперного театра, в противовес «Ковент-Гардену» с его классич. иностр. репертуаром. Муз. спектакли ставились в т-рах «Шефтсбери», «Олдуич», «Лицеум», «Хэр маджести тиэтр» (с 1911), «Сэдлерс-Уэллс» (с 1931).

В годы 2-й мировой войны 1939–45 симф. музыка исполнялась гл. обр. в «Променад-концертах» и в дневных концертах, организованных пианисткой М. Хесс (проходили в Нац. галерее в 1939–46). В небольших залах выступали новые камерные ансамбли — Лондонский ансамбль духовых (1942), квартет Зориана (1942), ансамбли «Барокко», «Певцы Возрождения» (1944) и др. Лучший конц. зал Л. — «Куинс-холл» — был разрушен бомбой в 1941.

После 1945 муз. жизнь Л. стала быстро восстанавливаться. В 1946 возобновились спектакли в «Ковент-Гардене» (на его сцене регулярно выступает труппа Корол. балета). В 1947 создана камерная Англ. оперная труппа, к-рая ставит только англ. оперы. Т-р «Сэдлерс-Уэллс» получил в 1954 постоянное помещение, с 1969 регулярно даёт спектакли также в здании «Колизеума» (открыто в 1902 для варьете). Работает гастрольная оперная труппа д’Ойли Карта. В 1951 построен новый совр. конц. зал «Ройял фестивал-холл», в 1960-х гг. усовершенствованный и дополненный Камерным залом им. Пёрселла.

Конц. жизнь Л. в сер. 20 в. отличается исключит. насыщенностью. В симф. и камерных концертах постоянно выступают оркестры: Би-Би-Си — симфонический (рук. К. Дейвис) и концертный (рук. Э. Лоренс), Лондонский филармонический (рук. Б. Хайтинк), Лондонский симфонический (рук. А. Превин), Корол. филармонический (с 1945; рук. Р. Кемпе), Новый филармонический (с 1968), а также Нац. молодёжный Великобритании (с 1947), Лондонский репертуарный, «Лондон- симфониетта» (рук. Д. Этертон), Англ. камерный (с 1961; рук. Р. Леппард), Лондонский оркестр и хор им. Баха (с 1952, при Баховском об-ве; рук. Д. Уилкокс), Ансамбль им. Моцарта (при Об-ве Гайдна — Моцарта, с 1949; рук. Г. Блех), камерный оркестр «Карриоль» (с 1946; рук. Р. Бадден), квартет «Амадеус» (с 1947) и мн. любительские коллективы.

Среди муз. об-в, популяризирующих совр. музыку, — Об-во по пропаганде совр. музыки (с 1943), об-во «Музыка сегодня», Координационный центр совр. концертов. С кон. 1950-х гг. пользуются популярностью выступления в крупнейших залах Л. исполнителей т. н. поп-музыки.

Кроме крупных конц. помещений, для выступлений используются также камерные залы — «Куин Элизабет-холл», «Вигмор-холл», «Камерсмит Таун-холл», «Музей Виктории и Альберта», «Таун-холл» в Фулеме, открытые площадки парков, старинные соборы и дворцы. Концерты организуются импресарио и спец. конц. бюро, а также мн. муз. об-вами.

В Л. и его окрестностях ежегодно (с 1899, с перерывами в 1906–11, 1914–18, 1935–45) проводятся муз. фестивали — Лондонский, Баховский, Глайндборнский (с 1934), Виндзорский и др. Ежегодно (с 1945) устраивается Междунар. конкурс скрипачей им. К. Флеша.

Литература: Jackson W., Observations on the present state of the music in London, L., 1791; Hogarth G., The Philharmonic society of London, L., 1862; Klein H., 30 years of music life in London. 1870–1900, L., 1903; Foster M. В., History of the Philharmonic society of London. 1813–1912, L.-N. Y., 1912; Elkin R., Queens’s Hall. 1893–1941, L.-N. Y., (1944); его же, Royal Philharmonic, L. (a.o.), (1946); его же, The old concert rooms of London, L., (1955); Dent E. J., A theatre for everybody, L., 1945; Stapleton M., Sedler’s Wells opera, L., (1954); Scott W. S., Green retreats. The story of Vauxhall gardens. 1661–1859, L., 1955; Baillie H. C., London Churches, their music and musicians, Camb., 1957–58 (diss.); Rosenthal H., Two centuries of oper at Covent garden, L., 1958; Howard D., London theatres and music halls. 1850–1950, (L.), 1970; Gоlding R., The founding of the RAM, «Musical Times», 1972, July, No. 1553, p. 655–658.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Рококо Термины и понятия
Опера-балет Музыкальные жанры

Коллективы

Театры и фестивали

Альберт-холл 16.09.2011 в 18:01
Барбикан 15.05.2020 в 17:12
Вигмор-холл 09.06.2020 в 12:33
Ковент-Гарден 12.01.2011 в 11:04
Куинс-холл 21.09.2024 в 14:42

рекомендуем

смотрите также

Колоратура Термины и понятия
Бас Теория музыки
Ритмическое деление Теория музыки
Импровизация музыкальная Термины и понятия
Rallentando, раллентaндо Термины и понятия
Ключевые знаки Теория музыки
Кварта Теория музыки
Строчное пение Церковная музыка
Секундаккорд Теория музыки
Бандуррия Национальные культуры

Реклама