Мировая премьера балета «Satori» в лондонском Колизее
«Сатори» — это буддийский термин, означающий «пробуждение», «видение своей истинной природы». Вырвавшись со скандалом из «оков» классического балета, Сергей Полунин, как никто другой, сосредоточен на самопознании, и его новая работа под этим названием — тому подтверждение.
Я рада, что за периодом саморазрушения (после того, как в 21 год он, самый молодой ведущий танцор за всю историю Королевского балета, оставил Ковент-Гарден, за чем последовали увлечения тату, наркотиками, срывы премьер и хронические опоздания) наступил момент самовосстановления.
Сергей Полунин явно стремится к новой аудитории, которая, как и он сам, предпочитает не традиционную, а свою, приправленную «рок-н-роллом» трактовку классического танца. Его четырехминутное видео «Возьми меня в церковь!», которое просмотрело на YouTube более 22 миллионов человек, — одна из попыток вернуть старых и обрести новых поклонников. Отчасти ему это удалось.
Мне хочется привести комментарий, оставленный под видео. Женщина рассказала, что ее пятилетняя дочь больше недели каждый день просила прокрутить для нее этот клип. В один момент она спросила: «Мамочка, он настоящий?». «Что тебя заставило думать, что он не реальный человек?». «Я никогда не думала, что люди могут так танцевать». Даже ребенок может почувствовать великолепие дара Полунина-танцовщика.
Но сегодня он выступает также в качестве продюсера и хореографа. С этой точки зрения мы и постараемся его оценить.
При содействии подруги по жизни и партнера по сцене Натальи Осиповой, Полунин бросается в 40-минутную фантазию (музыка Лоренца Дангеля) из глубоко прочувственных танцев о самом себе, где главный герой буквально борется с самим собой. Он танцует свои собственные беспокойные страдания, личные обиды, профессиональные разочарования, свои устремления — с харизмой, моментами демонстрируя высокий класс классического балетного мастерства, великолепные прыжки, быстрые вращения. Навыки, полученные в результате многолетних тренировок, проступают везде.
С одной стороны, роль Натальи Осиповой состоит в том, чтобы принести умиротворение, успокоение бунтующей душе Полунина. С другой — погружённая в себя она в тисках классического танца, от которого ей вряд ли удастся избавиться.
Элегантна и неброска сценография режиссера Габриэля Марселя дель Веккио, сделавшего себе имя на арене цирка «Дю Солей». Древо жизни, облака, срисованные с японских картин. Под деревом сидит Искатель, в расстегнутой длинной рубашке и с нечёсаными волосами, он вздрагивает от яркого света. Видеоряд, наличие «тумана», яркий свет и прозрачно-молочного цвета тонкое полотно, за которым пытается найти свое место в этом мире его неугомонная душа.
Созданные американским фотографом Дэвидом Лашапелем снимки этой постановки смотрятся просто великолепно, но, увы, зритель не ощущает связи с происходящим на сцене, между героем и аудиторией не происходит эмоционального контакта. Театр почти полон, и поклонники Полунина монотонно выкрикивают «браво». Странное ощущение, должна признаться, осталось после этого спектакля...
А вечер (и первое отделение) открылся 7-минутной импровизацией «Первое соло», созданное российским хореографом Андреем Кайдановским. Обнаженное тело Полунина и импровизации — нечто среднее между тренировкой в фитнесс-клубе и возвышенными элементами классического балета.
Затем — хорошо известный балет-сюита «Скрябиниана», созданный в 1962 году хореографом Касьяном Голейзовским. Серия танцев, в которых задействованы молодые танцовщики из Европы, Канады, России, одни из которых — хороши и изысканны, другие — азартны и темпераментны. Больше всего запомнилась изящная грация японской балерины Акане Такады, которая, как и Осипова, является ведущей балериной Королевского балета в Ковент-Гардене.
Фото: Tristram Kenton