Francesco Cilea
Чилеа вошел в историю музыки как автор одной оперы — «Адрианы Лекуврёр». Талант этого композитора, как, впрочем, и многих его современников-музыкантов, оказался заслонен достижениями Пуччини. Кстати, именно с «Тоской» нередко сравнивали лучшую оперу Чилеа. Его музыке присущи мягкость, поэтичность, меланхолическая чувствительность.
Франческо Чилеа родился 23 (в некоторых источниках — 26) июля 1866 года в Пальми, городке провинции Калабрия, в семье юриста. Предназначенный родителями продолжить отцовскую профессию, он был отправлен изучать юриспруденцию в Неаполь. Но случайная встреча с земляком Франческо Флоримо, другом Беллини, хранителем библиотеки Музыкального колледжа и историком музыки, резко изменила судьбу мальчика. В двенадцать лет Чилеа стал учеником Неаполитанской консерватории Сан-Пьетро Майелла, с которой впоследствии оказалась связанной большая часть его жизни. В течение десяти лет он обучался игре на фортепиано у Беньямино Чези, гармонии и контрапункту у Паоло Серрао, композитора и пианиста, считавшегося лучшим педагогом Неаполя. Соучениками Чилеа были Леонкавалло и Джордано, помогавшие ему при постановке его первой оперы в Малом театре консерватории (февраль 1889 года). Постановка привлекла к себе внимание известного издателя Эдоардо Сонцоньо, который заключил с только что окончившим консерваторию композитором контракт на вторую оперу. Она увидела свет рампы во Флоренции три года спустя. Однако полная волнений жизнь театра была чужда характеру Чилеа, что помешало ему сделать карьеру оперного композитора. Сразу по окончании консерватории Чилеа посвятил себя педагогической деятельности, которой отдал многие годы. Он вел класс фортепиано в консерватории Неаполя (1890—1892), теории — во Флоренции (1896—1904), был директором консерватории в Палермо (1913—1916) и Неаполе (1916—1935). Двадцать лет руководства консерваторией, в которой он учился, внесли заметные изменения в подготовку студентов, а в 1928 году Чилеа присоединил к ней Исторический музей, осуществив давнюю мечту Флоримо, определившего когда-то его судьбу музыканта.
Оперное творчество Чилеа продолжалось лишь до 1907 года. И хотя за десятилетие он создал три произведения, в том числе с успехом поставленные в Милане «Арлезианку» (1897) и «Адриану Лекуврёр» (1902), композитор никогда не отказывался от педагогики и неизменно отвергал почетные приглашения многих музыкальных центров Европы и Америки, где шли эти оперы. Последней стала «Глория», поставленная на сцене Ла Скала (1907). За ней последовали новые редакции «Арлезианки» (неаполитанский театр Сан-Карло, март 1912 года) и лишь двадцать лет спустя — «Глории». Кроме опер, Чилеа принадлежит большое количество оркестровых и камерных сочинений. Последними, в 1948— 1949 годах, были написаны пьесы для виолончели и фортепиано. Оставив Неаполитанскую консерваторию в 1935 году, Чилеа уединился на своей вилле Варадза на берегу Лигурийского моря. В завещании он передал все права на оперы Дому ветеранов в Милане, построенному Верди, «в качестве приношения Великому, который создал благотворительное учреждение для бедных музыкантов, и в воспоминание о городе, который первым взвалил на себя бремя окрестить мои оперы».
Умер Чилеа 20 ноября 1950 года на вилле Варадза.
А. Кенигсберг