Маттей, Тобайес Август (англ. Tobias Augustus Matthay; 19 II 1858, Клапем, близ Лондона — 15 XII 1945, Хай-Марли, близ г. Хейзлмир) — английский пианист, теоретик фортепианной игры, педагог и композитор.
В 1871–76 учился в Лондоне в Королевской академии музыки у У. Доррелла и У. Макфаррена (фортепиано), У. С. Беннетта, А. Салливена и Э. Праута (композиция). С 1876 преподавал там же фортепианную игру (в 1880–1925 профессор). Среди учеников — А. Бакс, М. Хесс. Как пианист дебютировал в 1876 в Лондоне, концертировал только в Англии. В 1900 организовал собственную фортепианную школу (в 1927 реорганизована и расширена); в 1920-е гг. в США была создана Американская летняя школа Маттея.
Наибольшую известность приобрёл как теоретик пианизма, методист («система Маттея» принята гл. обр. в Англии и США). Автор около 20 работ, в т. ч. по вопросам музыкальной психологии, взаимосвязи интеллектуального и эмоционального начал, внимания, роли автоматичности и др. в процессе музыкального исполнения.
Сочинения: 2 концерта для фортепиано с оркестром, фортепианные пьесы.
Литературные сочинения: The act of touch…, L. — N. Y., 1903; First principles…, L., 1905; Musical interpretation, L., 1913; On memorizing and playing from memory, L., (1926); An introduction to psychology for music teachers, L., 1939, 1947, I960; The visible and invisible in pianoforte technique, L., 1932, 1960; Piano fallacies of today, L., 1939.
Литература: Новикова Э., Тобиас Маттей, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 7, М., 1972; Ching J., Piano technique. Foundation principles… a critical examination of the theories of Tobias Matthay and his followers, L., 1934; Schultz A., The riddle of the pianist’s finger, Chi. — N. Y., 1936; Matthay J. H., The life and works of Tobias Matthay, L., 1946.
Э. Ф. Новикова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.