Карл Филипп Стамиц

Дата рождения
08.05.1745
Дата смерти
09.11.1801
Профессия
Страна
Германия
Карл Филипп Стамиц

Карл Филипп Стамиц (нем. Karl Philipp Stamitz, позднее нем. Carl Philipp Stamitz, чеш. Karel Stamic, крещён 8 мая 1745 — 9 ноября 1801) — немецкий композитор и скрипач чешского происхождения.

Когда речь заходит о композиторских династиях, в первую очередь вспоминают о роде Бахов, но история музыки знает и другие примеры такого рода. У истоков Мангеймской школы, оказавшей столь значительное влияние на творчество венских классиков, стояли композиторы из рода Стамицев. Мы расскажем об одном из них – Карле Филиппе Стамице.

Первым музыкантом в роду Стамицев был Антонин Игнац Стамиц – органист и регент деканского костела в городе Немецкий Брод (ныне Гавличкув-Брод), впрочем, он не проявил себя ничем выдающимся – кроме того, что был первым учителем своего сына Яна Вацлава, возглавившего знаменитый Мангеймский оркестр и ставшего одним из самых известных скрипачей, капельмейстеров и композиторов своего времени. Старший сын Яна Стамица – Карл Филипп – появился на свет в Мангейме.

Как и подобает представителю музыкальной династии, первые уроки скрипичной игры Карл получил от собственного отца. Но жизнь Яна Стамица не была долгой, в одиннадцатилетнем возрасте Карл остался сиротой, однако в Мангейме не было недостатка в прекрасных музыкантах, Кристиан Каннабих стал новым капельмейстером Мангеймского оркестра – и новым наставником Карла Стамица. Кроме того, юный музыкант обучался у придворных композиторов – Франца Ксавера Рихтера и Игнаца Хольцбауэра. В семнадцатилетнем возрасте Стамиц стал скрипачом в придворном оркестре, а по прошествии восьми лет начал сольную карьеру.

«Годы странствий» Карла Филиппа Стамица продолжались в течение двух десятилетий – с 1770 г. по 1790 г. Он гастролировал по Европе, выступая как скрипач, альтист, а также исполнитель на виоле д’амур. Время от времени он занимал различные должности – впрочем, нигде он не задерживался надолго. В 1770 г. Стамиц прибыл в Париж, где герцог Ноай принял его на службу в качестве придворного композитора. В Париже выступления Стамица имели большой успех, многие его сочинения были изданы во французской столице, но продавались далеко за ее пределами – в том числе в Стокгольме и Копенгагене, настолько далеко распространилась слава композитора. Особую популярность приобрел его кларнетовый концерт, созданный в 1772 г. Парижские годы стали для Стамица временем творческого расцвета. Создание этого и других кларнетовых концертов Стамица было обусловлено сотрудничеством с Георгом Йозефом Бером – кларнетистом-виртуозом чешского происхождения, жившего в то время в Париже.

Из Парижа Стамиц регулярно выезжал на гастроли в различные австрийские и немецкие города – Франкфурт-на-Майне, Аусбург, Вену. Посетил он и Санкт-Петербург, где выступил с большим успехом. В 1777 г. Карл Стамиц некоторое время жил в Страсбурге, где высокую музыкальную должность занимал один из его наставников – Франц Ксавер Рихтер, а последующие два года композитор провел в Лондоне, где был опубликован ряд его произведений, к 1780 г. он поселился в Гааге, где активно концертировал в качестве капельмейстера. На одном из его концертов в качестве солиста выступил двенадцатилетний музыкант – Людвиг ван Бетховен (причем юный пианист получил за этот концерт более крупный гонорар, чем сам Стамиц). В 1786 г. с участием Карла Стамица в Берлине была исполнена оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия», а в 1787 г. он организовал Большое аллегорическое музыкальное празднество в Нюрнберге по случаю полета воздушного шара, осуществленного одним из основоположников воздухоплавания – Жаном-Пьером Бланшаром.

Покинув Гаагу, Стамиц вновь активно гастролировал по европейским городам в течение 1788-1790 г.: Гамбург, Любек, Магдебург, Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Кассель. В Касселе композитор женился на Марии Йозефе Пильц (в этом браке родилось четверо детей, но все они умерли в раннем возрасте).

За свою весьма долгую творческую жизнь Карл Стамиц создал множество произведений: более пятидесяти симфоний, свыше шести десятков концертов для различных инструментов. Самыми известными его сочинениями стали кларнетовые концерты, создавал он и концерты для альта, на котором он сам играл, и для виолончели – для одаренного музыканта-любителя Фридриха Вильгельма II, короля Пруссии Первые части концертов Стамица имеют сонатную форму с обширной двойной экспозицией, нередко превышающей по объему разработку, вторые части – лиричные и очень выразительные – часто определяются как «романс», а заключительные части часто представляют собой рондо во французском стиле. Стамиц создал множество камерных сочинений, две оперы (ни одна из них не сохранилась).

Свою последнюю поездку в родной Мангейм композитор предпринял в 1793 г., после чего прекратил путешествовать, поселившись в Йене. Поздние годы композитора были омрачены серьезной болезнью супруги и бедностью.

Неожиданная сторона личности композитора открылась после его смерти: в библиотеке Стамица было обнаружено немало трактатов по алхимии. Чем был вызван интерес Стамица к этой загадочной области познания – рассчитывал ли он, что алхимия поможет преодолеть бедность, жаждал ли он бессмертия – остается загадкой.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама