Георгий Илларионович Майборода (1913—1992) — советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1960).
Творчество видного советского украинского композитора Георгия Майбороды отличается жанровым разнообразием. Ему принадлежат оперы и симфонии, симфонические поэмы и кантаты, хоры, песни, романсы. Как художник Майборода сформировался под плодотворным влиянием традиций русской и украинской музыкальной классики. Главной чертой его творчества является интерес к национальной истории, жизни украинского народа. Этим объясняется и выбор сюжетов, которые он часто черпает в творчестве классиков украинской литературы — Т. Шевченко и И. Франко.
Биография Георгия Илларионовича Майбороды типична для многих советских художников. Он родился 1 декабря (нов. ст.) 1913 года в селе Пелеховщина Градижского уезда Полтавской губернии. В детстве увлекался игрой на народных инструментах. Юность будущего композитора пришлась на годы первых пятилеток. После окончания Кременчугского индустриального техникума он в 1932 году уезжает на Днепрострой, где в течение нескольких лет участвует в музыкальной самодеятельности, поет в капелле «Днепрострой». Там же возникают первые попытки самостоятельного творчества.
В 1935—1936 годах он учится в музыкальном училище, затем поступает в Киевскую консерваторию (класс композиции проф. Л. Ревуцкого). Окончание консерватории совпало с началом Великой Отечественной войны. Молодой композитор с оружием в руках защищал Родину и только после победы смог вернуться к творчеству. С 1945 по 1948 год Майборода — аспирант, а позже преподаватель Киевской консерватории.
Еще в студенческие годы им были написаны симфоническая поэма «Лилея», посвященная 125-летию со дня рождения Т. Шевченко, Первая симфония. Теперь он пишет кантату «Дружба народов» (1946), Гуцульскую рапсодию. Далее возникает Вторая, «Весенняя» симфония, опера «Милана» (1955), вокально-симфоническая поэма «Запорожцы» на слова А. Забашты (1954), симфоническая сюита «Король Лир» (1956), много песен, хоров. Одна из значительных работ композитора — опера «Арсенал».
М. Друскин
Сочинения:
оперы — Милана (1957, Укр. театр оперы и балета), Арсенал (1960, там же; Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1964), Тарас Шевченко (на собственное либретто, 1964, там же), Ярослав Мудрый (1975, там же); для солистов, хора и оркестра — кантата Дружба народов (1948), вокально-симфоническая поэма Запорожцы (1954); для оркестра — 3 симфонии (1940, 1952, 1976), симфонические поэмы: Лилея (1939, по мотивам Т. Г. Шевченко), Каменоломы (Каменярi, по И. Франко, 1941), Гуцульская рапсодия (1949, 2-я ред. 1952), сюита из музыки к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1959); Концерт для голоса с оркестром (1969); хоры (на сл. В. Сосюры и М. Рыльского), романсы, песни, обработки народных песен, музыка к драм. спектаклям, фильмам и радиопостановкам; редакция и оркестровка (совместно с Л. Н. Ревуцким) концертов для фортепиано и для скрипки B.C. Косенко.