Gleb Axelrod
Однажды Глеб Аксельрод заметил: "Самое сложное произведение можно донести до любой аудитории, если делать это искренне, с полной отдачей и ясно". В этих словах во многом заключено художественное кредо артиста. Они в то же время как бы высвечивают не только формальную принадлежность, но и принципиальную приверженность этого мастера к фундаментальным основам гинзбурговской пианистической школы.
Как и у многих других его коллег, путь Аксельрода на большую концертную эстраду лежал через "конкурсное чистилище". Трижды вступал он в пианистические баталии и трижды возвращался на Родину с лаврами лауреата.. На пражском конкурсе имени Сметаны в 1951 году ему была присуждена первая премия; затем последовали международные конкурсы имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1955 год, четвертая премия) и имени Виана да Мота в Лиссабоне (1957 год, вторая премия). Ко всем этим соревнованиям Аксельрод готовился под руководством Г. Р. Гинзбурга. По классу этого замечательного педагога он окончил в 1948 году Московскую консерваторию, а к 1951 году завершил у него же курс аспирантуры. С 1959 года Аксельрод и сам начал преподавать; в 1979 году ему присвоено звание профессора.
Концертный стаж Аксельрода (а он выступает как у нас в стране, так за рубежом) насчитывает уже около сорока лет. За это время, естественно, сложился вполне определенный художественный облик артиста, который прежде всего характеризуется отменным мастерством, ясностью исполнительских намерений. В одной из рецензий А. Готлиб писал: "Г. Аксельрод сразу завоевывает доверие слушателя своей убежденностью, внутренним спокойствием человека, знающего, к чему он стремится. Его исполнение, традиционное в лучшем смысле, имеет своей основой вдумчивое изучение текста и его истолкования нашими лучшими мастерами. Монументальность общей композиции он сочетает с бережной отделкой деталей, яркую контрастность - с тонкостью и легкостью звучания. У пианиста хороший вкус и благородная манера". Добавим к этому еще одну характеристику из журнала "Советская музыка": "Глеб Аксельрод - виртуоз, по типу весьма сходный с Карло Цекки... такие же блеск и непринужденность в пассажах, такая же выносливость в крупной технике, такой же напор темперамента. Искусство Аксельрода - жизнерадостное по тонусу, светлое по краскам".
Все это до некоторой степени определяет и круг репертуарных склонностей артиста. Конечно, в его программах есть "опорные пункты", обычные для любого концертирующего пианиста: Скарлатти, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен, Брамс, Дебюсси. В то же время его больше привлекает фортепианный Чайковский (Первый концерт, Большая соната, "Времена года"), нежели Рахманинов, На концертных афишах Аксельрода мы почти неизменно встречаемся с именами композиторов XX века (Я. Сибелиус, Б. Барток, П. Хиндемит), мастеров советской музыки. Не говоря уже о "традиционном" С. Прокофьеве, он играет прелюдии Д. Шостаковича. Третий концерт и Первую сонатину Д. Кабалевского, пьесы Р. Щедрина. Репертуарная пытливость Аксельрода сказывается и в том, что он время от времени обращается к редко исполняемым сочинениям; в качестве примера можно назвать пьесу Листа "Воспоминания о России" или обработку Скерцо из Шестой симфонии Чайковского, сделанную С. Фейнбергом. Наконец, в отличие от других лауреатов Глеб Аксельрод надолго оставляет в своем репертуаре специфические конкурсные пьесы: не так уж часто звучат у нас фортепианные танцы Сметаны, а тем более пьесы португальских композиторов Ж. де Соза Карвалью или Ж. Сейшаса.
Вообще, как отмечал журнал "Советская музыка" в 1983 году, "в его живом, инициативном искусстве радует дух молодости". Приведя в качестве примера одну из новых программ пианиста (восемь прелюдий Шостаковича, все четырехручные произведения Бетховена в ансамбле с О. Глебовым, избранные пьесы Листа), рецензент обращает внимание, что она позволила раскрыть и разные грани его творческой индивидуальности, и репертуарную тактику зрелого художника. "И в Шостаковиче, и в Листе узнавались присущие Г. Аксельроду скульптурная четкость фразировки, активность интонирования, естественная контактность с музыкой, а через нее - со слушателями. Особый успех ждал артиста в листовских сочинениях. Радость встречи с музыкой Листа - так хочется назвать впечатление от своеобразного, изобилующего находками (упругая акцентуация, тонкие, во многом непривычные динамические нюансы, чуть пародированная линия rubato) прочтения Второй венгерской рапсодии. В "Женевских колоколах" и "Погребальном шествии" - тот же артистизм, то же замечательное владение истинно романтической, богатой колористически фортепианной звучностью".
Искусство Аксельрода получило широкое признание как на родине, так и за рубежом: гастролировал среди прочего в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.
С 1997 г. Г. Аксельрод жил в Германии. Умер 2 октября 2003 г. в г. Ганновере.
Григорьев Л., Платек Я.