Виолончель (итал. violoncello, уменьшит. от violone — контрабас).
1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басо-тенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав. Виолончель появилась в конце 15 — нач. 16 вв. в результате длительного развития нар. смычковых инструментов. Вначале применялась гл. обр. как басовый инструмент в разл. ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т. д.
До 2-й пол. 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итал.), Basse de violon (франц.), Bass Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались разл. размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16–17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на совр. строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус («Syntagma musicum», Bd II, 1619).
По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии В. («con la parte del Violoncello a beneplacito»).
Классич. образцы виолончели были созданы итал. мастерами 17–18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в нач. 18 в. твердо устанавливается совр. размер виолончели (длина корпуса 750–768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, — 690–705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончелей достигли рус. мастер И. А. Батов (1767–1841) и советские мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, к-рый получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.
Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели). Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли, А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончели в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737–38).
Расцвет виолончельного иск-ва начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразит. и технич. возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеч. голосу; все это отвечало требованиям нового инстр. стиля со свойственной ему мелодич. выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета и фп. трио) и орк. инструмент. В совр. симф. оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.
К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини и Й. Гайдна, многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В совр. репертуар входят лучшие произв. концертного жанра 19 в. — концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса, Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фп.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и др. Пять сонат для виолончели и фп. Л. Бетховена (две ор. 5 — 1796; ор. 69 — 1807; две ор. 102 — 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и др., сонаты — П. Хиндемит, З. Кодай и др.
Первую дошедшую до нас рус. сонату для виолончели и фп. написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт — Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные «Вариации на тему рококо» — П. И. Чайковский (1876), сонаты для В. с фп. — С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и др. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для В. написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и др.; сонаты — Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и др.
Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классич. виолончельной школы 18 в., — итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтич. направление 19 в. представляют нем. виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогич. значение). Художеств. расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испан. музыканта П. Казальса, а позднее — Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди и др. Среди совр. зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фур-нье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро и др.
Рус. виолончельное иск-во 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов и др.). Высокого проф. уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнит. деятельности К. Ю. Давыдова рус. виолончельная школа становится одной из ведущих исполнит. школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им рус. классич. виолончельной школы — его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный и др. Старшее поколение сов. виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев и др.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы — С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов междунар. конкурсов.
2) Орг. регистр лабиальной группы семейства гамб. Встречается в диспозициях мануалов и педальной клавиатуры (8'), преим. в органах романтич. стиля. Звучность несколько напоминает тембр струн. инструмента того же названия.
Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1–2, М. — Л., 1950–57; его же, История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа, М., 1965; Лазько A., Виолончель, М., 1965.
Л. С. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.