Транскрипция

лат. transcriptio, букв. — переписывание

Переложение, переработка музыкального произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Различают два вида транскрипции: приспособление произведения для другого инструмента (например, фортепианная транскрипция вокального, скрипичного, оркестрового сочинения или вокальная, скрипичная, оркестровая транскрипция фортепианного сочинения); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в оригинале. К жанру транскрипции иногда ошибочно относят парафразы.

Транскрипция имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для различных инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно транскрипции началось в 18 в. (транскрипции, главным образом для клавесина, произведений Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фортепианные транскрипции, отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий.

Выдающуюся роль в раскрытии технических и колористических возможностей фортепиано сыграли многочисленные концертные транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего около 500 переложений). Много произведений в этом жанре создали преемники и последователи Листа — К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, «Военный марш» D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др.

Бузони и Годовский — крупнейшие мастера фортепианной транскрипции послелистовского периода; первый из них прославился транскрипциями произведений Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа («Испанская рапсодия», этюды по каприсам Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса.

Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру транскрипции. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять транскрипции бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произведения и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой — он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату некоторых сторон художественного целого другими средствами, предоставляемыми новым инструментом.

В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистическое изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются различные изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение транскрипции одного и того же каприса Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом).

Выдающимся мастером скрипичной транскрипции был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.).

Более редкая форма транскрипции — оркестровая (например, «Картинки с выставки» Мусоргского-Равеля).

Значительное развитие получил жанр транскрипции, главным образом фортепианной, в русской (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и советской музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).

Лучшие образцы транскрипции («Лесной царь» Шуберта-Листа, «Чакона» Баха-Бузони и др.) имеют непреходящую художественную ценность; однако обилие низкосортных транскрипций, созданных различными виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара многих исполнителей.

Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. — Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912).

Г. М. Коган

реклама

вам может быть интересно

Гусан Национальные культуры
Позиции в балете Балет и танец

Публикации

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты
Контрафагот Музыкальные инструменты
Гений Термины и понятия
Музыкальная эксцентрика Термины и понятия
Танцевальная музыка Термины и понятия
Ренасимьенто Термины и понятия
Акт, действие Термины и понятия
Большая опера Термины и понятия
Шуман Роберт Биографии
Патараг Церковная музыка

Реклама