Сен-Санс. Сюита для виолончели и фортепиано

Композитор
Год создания
1866
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Сюита для виолончели и фортепиано, Op. 16 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1866).

Виолончель была одним из любимых инструментов Камиля Сен-Санса, пристрастие к ней он проявил еще в юности, и эта любовь не ослабевала с годами. Не случайно самая поэтичная пьеса «Карнавала животных» – «Лебедь» (единственная серьезная страница этого юмористического произведения – и единственная его часть, которую композитор позволил исполнять при своей жизни) представляет собою именно виолончельное соло. В разные годы своей творческой жизни композитор обращался к этому инструменту, создавая как виолончельные концерты, так и камерные сочинения для виолончели и фортепиано.

К числу наиболее ранних произведений такого плана относится Сюита для виолончели и фортепиано, написанная в 1866 году.

Произведение состоит из пяти частей: Прелюдия, Серенада, Скерцо, Романс, Финал. По складу оно напоминает Фортепианный квинтет – в нем тоже присутствуют элементы неоклассической стилизации, в частности, в Прелюдии присутствуют черты, напоминающие о творениях Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Но рядом с музыкальными образами прошлого возникают те индивидуальные черты, которые впоследствии станут характерными особенностями композиторского облика Сен-Санса: ощущение полетности в Скерцо, острый ритм в Серенаде.

К этому произведению, созданному в молодости, композитор вернулся в 1919 г. Виолончелист Йозеф Хольман – тот, для которого Сен-Санс создавал свой Второй виолончельный концерт, первый исполнитель Второй виолончельной сонаты – обратился к композитору с просьбой оркестровать сюиту. Сен-Санс согласился, но посчитал, что фортепианная партия Скерцо и Финала слишком пианистична для того, чтобы можно было сделать ее оркестровую версию, и эти части были заменены другими пьесами. Таким образом, в оркестровой версии Сюита для виолончели приняла несколько иной вид – Прелюдия, Серенада, Гавот, Романс, Тарантелла.

В оркестровых версиях существуют и другие произведения Сен-Санса для виолончели и фортепиано, например, Allegro appassionato – небольшая, но эффектная пьеса в форме скерцо, которую Камиль Сен-Санс написал в 1873 г. для французского виолончелиста Жюля Бернара Лассерра. Оркестровка была сделана самим Сен-Сансом три года спустя.

Но не всегда переложения произведений Сен-Санса для виолончели делал сам автор – так, флейтист Поль Таффанель осуществил переложение для флейты Романса для виолончели и фортепиано – очень светлой и благородно-сдержанной лирической пьесы, в которой выразительная кантилена чередуется с виртуозными эпизодами импровизационного склада.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианное трио No. 2 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Виолончель 12.01.2011 в 23:18

рекомендуем

смотрите также

Реклама