Осло (Oslo), в 1624–1924 — Кристиания (Christiania, Kristiania), — столица Норвегии (с 1814), крупнейший экономич., культурный, а также музыкальный центр. Сохранились фрагменты ср.-век. культовой музыки; известно, что в многочисл. церквах О. исполнялись григорианские песнопения, в т. ч. «олафская» музыка — гимны, секвенции и др. соч. в честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016–28, завершил введение христианства). Одна из старейших сохранившихся муз. рукописей (15 в.) содержит вариант гл. секвенции, посв. св. Олафу, к-рый исполняли в честь св. Хальварда (принявший мученич. смерть канонизированный норв. герой; признан покровителем О.). Одноврем. в О. из Германии проникало светское иск-во шпильманов, к-рые воспевали подвиги викингов (8 — сер. 11 вв.). С 13 в. развивалась светская музыка — при дворе короля Хокона Старого (правил в 1217–63) бродячими музыкантами пелись баллады, заимствованные у англ. и франц. менестрелей и жонглёров (мелодии этих баллад сохранились в старинных норв. нар. героич. песнях). Шпильманы и др. странствующие музыканты играли на струн. смычковых и духовых инструментах; широко использовали нар. мелодии (одну из таких старинных песен в сер. 19 в. записал Л. М. Линнеман; пелась жителями О. на улицах города). Старинные нар. мелодии лежат и в основе церк. песнопений, издавна исполнявшихся в церквах О. С 13 в. музыке обучались в певч. школе при кафедральном соборе (известно из церк. записей сер. 16 в.); старшие ученики упражнялись в 4-5-гол. пении, исполняли аллилуйи, антифоны и др.; под упр. городского кантора они пели не только в церквах, но также на свадьбах и похоронах; из их среды выдвигались и церк. органисты.
В 17–18 вв. в О. получило развитие гор. проф. муз. иск-во; гор. музыканты (органисты, трубачи, литавристы) участвовали в разл. церк. и светских торжествах и обрядах (на оплату музыкантов в 1722 город израсходовал более 1/5 бюджета; органистам платили по 120 риксдалеров в год, инструменталистам — по 100, четырём гор. барабанщикам — по 40). Первый известный гор. музыкант О. (1637) — Петер Трубач. Объединения гор. музыкантов существовали до сер. 19 в. Видную роль в муз. культуре О. 1-й пол, 18 в. играл Г. фон Бертуш, нем. офицер (в течение 20 лет комендант крепости Акерсхус в О.), автор кантат, трио-сонат, в исп. к-рых участвовал как скрипач и дирижёр. Он был лично знаком с И. С. Бахом, а также И. Маттезоном, был пропагандистом их творчества. В 18 в. важными событиями муз. жизни города были пышные торжества с участием музыкантов по случаю приезда в О. дат. королей (в 1380–1814 Норвегия находилась под дат. господством, в 1814–1905 — в унии со Швецией). В сер. 18 в. в О. впервые выступала итал. оперная труппа П. Минготти (исполнила одну из опер К. В. Глюка). В кон. 18 — нач. 19 вв. оперы разл. зап.-европ. композиторов периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1837 — в гор. т-ре О.). Из-за отсутствия постоянного оперного т-ра в Норвегии оперное творчество норв. композиторов начало развиваться позднее, чем в др. европ. странах, и долгое время носило непрофессиональный характер. В 1825 силами любителей была пост. пьеса X. Бьеррегора «Приключение в горах» с музыкой В. Тране, использовавшего в этом соч. нар. темы (первое нац. муз.-сценич. произв.). Мн. оперы норв. композиторов, работавших в О., ставились в др. странах, гл. обр. в Германии (напр., в Мюнхене пост. в 1893 «Воскресное утро» и в 1900 «Норвежская свадьба» Г. Шьельдерупа). В кон. 18 — нач. 19 вв. в О. существовали частные норв. драм. т-ры, к-рые ставили и оперы. В 1827–99 оперные спектакли шли на сцене «Кристиания-театр». В 1862 в О. гастролировали нем. артисты, поставившие «Волшебную флейту», «Дон Жуана» и «Трубадура». Дважды (в 1874–75 и 1890) оканчивались неудачей попытки организовать в О. постоянный муз. т-р. С 1899 оперы ставились в Нац. т-ре (силами норв. артистов с участием гастролёров); с этого года начался подъём оперного иск-ва в О. (продолжался до 1919), связанный с деятельностью капельмейстера т-ра, видного композитора, скрипача и дирижёра Ю. Хальворсена. Отд. оперы и оперетты давались Норв. т-ром (осн. в 1913), Т-ром комич. оперы (1918–21), Новым т-ром (осн. в 1929). В 1950–58 ряд спектаклей пост. частной Норв. оперой (акционерное об-во, осн. И. и Г. Брюневоллями; худ. рук. венгр И. Пайор). Лишь в 1958 под рук. певицы К. Флагстад была осн. Норв. опера (дир. Ф. Фладму, худ. рук. Флагстад и О. Фьелстад).
Во 2-й пол. 18 в. в О. возникло неск. муз. об-в (по образцу нем. и дат.), в т. ч. Муз. об-во, возглавлявшееся гор. музыкантом П. Хёгом. Он организовал в О. первые симф. концерты (давались в зале ратуши с 1760). Этим об-вам, как и отд. музыкантам, покровительствовали музыканты-дилетанты из богатых купеч. семей — Анкер, Арбин, Коллетт, Лассон, Туллин, Тране. Особенно много сделала для развития гор. муз. иск-ва семья Тране — Вальдемар (нач. 19 в.) и его племянник Маркус (2-я пол. 19 в.); М. Тране (также один из рук. рабочего движения) был автором зингшпилей, танцев. В 1799–1828 работало Муз.-драм. об-во, в 1810–38 — Муз. лицей (устраивал концерты и ставил силами учащихся зингшпили и оперы).
В 1-й пол. 19 в. выдвинулись композиторы-любители, в т. ч. авторы популярных нац. гимнов Л. М. Ибсен, К. Блом; в 1840-е гг. — первые крупные проф. комп. Л. М. Линнеман, X. Хьерульф и Р. Нурдрок (работали гл. обр. в О.), чьи произв. отражали расцвет нац. романтизма. С О. связана деятельность крупнейших норв. комп. Ю. Свенсена и Э. Грига, к-рые внесли в муз. культуру города огромный вклад не только своим творчеством, но и муз.-обществ. и конц. деятельностью. Конц. жизнь О. оживила деятельность музыкантов нем. оркестра «Харцферайн», к-рые после гастролей в О. в 1840 и роспуска оркестра вошли в состав муз. коллективов города. Большое значение имели Филармонич. об-во (1846–67) и Абонементные концерты, к-рыми руководили Хьерульф (1857–59) и Григ (1867–1871). В 1871 по инициативе Грига и Свенсена осн. Муз. об-во (в 1919 преобразовано в Филармонич. об-во, при к-ром позднее были организованы хор, струн. квартет и др. ансамбли; его оркестр — лучший в стране). Демократич. Просветит. значение имела деятельность Ю. Хорклоу, к-рый организовал и проводил с помощью Рабочего союза симф. концерты (1883–88). Нар. симф. концерты устраивал на собств. средства (1911–18) А. Андерсен-Вингар. Концерты давал оркестр Нац. т-ра (в кон. 1940-х гг. реорганизован в гор. симф. оркестр, к-рый существует и в совр. О.; он прекращал свою деятельность лишь в годы фаш. оккупации — в знак протеста). В 1876 было организовано квартетное об-во; среди многочисл. ансамблей — струн. квартет «Кристиания» (1865–94; позднее назывался Артистич. квартетом), квартет Филармонич. об-ва (с 1919), «Хиндарквартет» (с 1944); Норв. дух. квинтет (с 1955), Дух. квинтет О. (с 1962). С 1877 выступления ансамблей организовывало объединение «Квартет-ферайн» (осн. в 1876).
В сер. 19 в. развитие получили хор. об-ва и союзы; крупнейшие хор. коллективы (мужские) — Норв. студенч. хор. союз (с 1845), хор. об-во О. «Хандельсстанд» (с 1847), Хор. об-во ремесленников О. (с 1848), рабочие хор. об-ва (первые созданы последователями М. Тране в 1850), в т. ч. хор Рабочего союза (1864), Гульдбергский академич. хор (1916), хор «А cappella» (1921); смешанные — хор. об-ва «Цецилия» (1878), «Хольтерс» (1920); жен. студенч. хор (с 1895).
Концерты разл. муз. коллективов проходили в Большом зале масонского ордена, конц. зале братьев Хальс (1880–1930), Миссионерском доме на Кальмайергатене (1898–1950), в Актовом зале ун-та (с 1911), Конц. зале О. (с 1966, архитектор Г. Оберг).
Первое высшее муз. уч. заведение О. — частная Муз. академия, осн. в 1867 Григом и О. Винтер-Эльмом (проект создания обществ. муз. академии, предложенный У. Булем в 1863, не был осуществлён). В 1883 Л. М. и П. Линнеманы (отец и сын) основали консерваторию (П. Линнеман был её директором до 1930, затем ею руководил внук Л. М. Линнемана Б. Т. Линнеман; в 1969 преобразована в «Линнеманс легат», в 1973 — в Гос. высшую муз. школу); среди др. высших уч. муз. заведений — Муз. ин-т Барратта Дуэса (с 1927) и Эстляндская консерватория (с 1959; организована на основе консерватории Вейтведта). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те.
Ведущие муз. издательства О. — «Вармут» (1843–1909), «Бр. Хальс» (1847–1930; с 1856 — также фп. фабрика), Норв. муз. изд-во (с 1909), «Люкес мусикфораг» (1946), «Мусикхусет» (1939).
С 1917 существует Союз норв. композиторов (в 70-е гг. пред. А. Нурхейм). В О. находятся Норвежский муз. архив (с 1927; крупнейший в стране), включающий фоноархив, а также Нац. музей норв. муз. инструментов. Имеется студия электронной музыки.
Деятельность муз. коллективов в О. до 2-й мировой войны 1939–45 во многом зависела от частных лиц, от поддержки об-ва «Друзья филармонич. оркестра» и Филармонич. об-ва. После 1945 мн. муз. организации стали субсидироваться гос-вом. В 1946 создан Комитет по вопросам музыки, ведающий организацией симф. оркестров, финансированием оперы, строительством конц. залов и пр. Муниципалитет О. занимается устройством выступлений гос. симф. оркестра по Радио, концертов в ун-те, организует гастрольные поездки по стране. В О. работают ведущие норв. композиторы и исполнители (см. Норвежская музыка).
Литература: Lange Кr., Шstvеdt A., Norwegian music, L., (1958) (в рус. пер. — Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Huitfeldt H. J., Christiania Theaterhistorie, Kbh., 1876; Кindem J. E., Den norske operas historie, Oslo, 1941; Huldt-Nystrшm H., Fra munkekor til symfoniorkester, Oslo, 1969; см. также лит. при статьях Норвежская музыка, Григ Э. Х., Нурдрок Р., Свенсен Ю. С.
Э. Гаукстад
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.