Виола да гамба

Категории словаря
Виола да гамба

Виола да гамба (итал. — viola da (di) gamba, viola ad arco, basso da gamba, basso di viola; франц. — basse de viola; англ. — bass-viol, concert viol; нем. — Gambe, Kniegeige, с 16 в. — Bass, с 17 в. — Klein-Bass) — теноровая виола. Наиболее распространённая и стойкая разновидность виолы (см. Виолы), к-рую сокращённо называют также гамбой.

По размерам близка к виолончели (дл. корпуса 65–72 см, высота обечаек -11-14 см). Строй теноровой виолы: D, G, с, е, a, d1. Определение «басовая» было дано В. д. г. в связи с тем, что она выполняла функции баса. В 17 в. во Франции появилась семиструнная В. д. г. с дополнительной нижней струной А1 (приписывается Сен-Коломбу), которая перешла и в Германию.

Время расцвета гамбового исполнительства — 16–17 вв., однако в исполнит. практике В. д. г. удерживалась до кон. 18 в. Пользовалась популярностью как сольный, ансамблевый и орк. инструмент, успешно конкурируя с виолончелью. В 16–18 вв. для В. д. г. была создана обширная литература камерного типа: мадригалы, канцоны, ричеркары, сюиты из пьес танц. жанров. Известны также сонаты, концерты для В. д. г. не писали.

Авторами сочинений для В. д. г. были Г. Пёрселл, И. С. Бах и др. выдающиеся композиторы, а также виднейшие гамбисты: А. Феррабоско, М. Маре, К. Симпсон, А. Форкре и др. Выдвинулось много гамбистов-солистов: Д. Ортис (Испания), А. Могар, Ж. Руссо, Ке д'Эрвелуа, Ж. Ж. Нодо, Ш. А. де Бленвиль (Франция), О. Гиббонс, Дж. Дженкинс (Англия), Д. Функ, И. Шенк, Э. К. Хессе, A. и М. Кюнель, И. Риман (Германия) и др.

Л. Н. Раабен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Афганская музыка Национальные культуры
Бандурист Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Вариации Термины и понятия
Маэстро Термины и понятия
Стокгольм Города
Художник в балете Балет и танец
Действие Термины и понятия
Tutti, тутти Термины и понятия
Тарту Города
Премии музыкальные Термины и понятия

Реклама