Pablo Casals
Испанский виолончелист, дирижёр, композитор, музыкально-общественный деятель. Сын органиста. Учился игре на виолончели у X. Гарсиа в Барселонской консерватории и у Т. Бретон и X. Монастерио в Мадридской консерватории (с 1891). Концертировать начал в 1890-е годы в Барселоне, где одновременно преподавал в консерватории. В 1899 дебютировал в Париже. С 1901 гастролировал во многих странах мира. В 1905-13 ежегодно выступал в России как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером.
Многие композиторы посвятили Казальсу свои произведения, в т. ч. А. К. Глазунов — концерт-балладу, M. P. Гнесин — сонату-балладу, А. А. Крейн — поэму. До глубокой старости Казальс не прекращал выступлений как солист, дирижёр и ансамблист (с 1905 — участник известного трио: А. Корто — Ж. Тибо — Казальс).
Казальс — один из самых выдающихся музыкантов 20 века. В истории виолончельного искусства его имя знаменует собой новую эпоху, связанную с ярким развитием художественного исполнения, широким раскрытием богатых выразительных возможностей виолончели, с облагораживанием её репертуара. Его игру отличали глубина и содержательность, тонко развитое чувство стиля, художественной фразировки, сочетание эмоциональности с вдумчивостью. Красивый естественный тон и совершенная техника служили для яркого и правдивого воплощения музыкального содержания.
Казальс особенно прославился глубокой и совершенной интерпретацией произведений И. С. Баха, а также исполнением музыки Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса и А. Дворжака. Искусство Казальса и его прогрессивные художественные взгляды оказали огромное воздействие на музыкально-исполнительскую культуру 20 века.
На протяжении многих лет занимался педагогической деятельностью: преподавал в Барселонской консерватории (среди его учеников — Г. Касадо), в «Эколь нормаль» в Париже, после 1945 — на курсах мастерства в Швейцарии, Франции, США и др.
Казальс — активный музыкально-общественный деятель: он организовал первый в Барселоне симфонический оркестр (1920), с которым выступал как дирижёр (до 1936), Рабочее музыкальное общество (руководил им в 1924-36), музыкальную школу, музыкальный журнал и воскресные концерты для рабочих, чем способствовал музыкальному просвещению Каталонии.
Эти просветительские начинания прекратили своё существование после фашистского мятежа в Испании (1936). Патриот и антифашист, Казальс активно помогал республиканцам во время войны. После падения Испанской республики (1939) эмигрировал и поселился на юге Франции, в г. Прад. С 1956 жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где основал симфонический оркестр (1959) и консерваторию (1960).
Казальсу принадлежит инициатива организации фестивалей в Праде (1950-66; среди выступавших — Д. Ф. Ойстрах и другие советские музыканты) и Сан-Хуане (с 1957). С 1957 проводятся конкурсы имени Казальса (первый в Париже) и «в честь Казальса» (в Будапеште).
Казальс проявил себя как активный борец за мир. Он автор оратории «Ясли» («El pesebre», 1943, 1-е исполнение 1960), основная идея которой воплощена в заключительных словах: «Мир всем людям доброй воли!». По просьбе генерального секретаря ООН У Тана Казальс написал «Гимн миру» (3-частное произведение), который был исполнен под его управлением на торжественном концерте в ООН в 1971. Награждён Медалью мира ООН. Написал также ряд симфонических, хоровых и камерно-инструментальных произведений, пьесы для виолончели соло и ансамбля виолончелей. Продолжал играть, дирижировать и преподавать до конца жизни.
Литература: Борисяк A., Очерки школы Пабло Казальса, М., 1929; Гинзбург Л., Пабло Казальс, М., 1958, 1966; Корредор Х. М., Беседы с Пабло Казальсом. Вступит. статья и комментарии Л. С. Гинзбурга, пер. с франц., Л., 1960.
Л. С. Гинзбург