Шостакович. Симфония No. 12 («1917 год»)

Symphony No. 12 (d-moll), Op. 112, «The Year 1917»

Композитор
Год создания
1961
Дата премьеры
15.10.1961
Жанр
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Симфония № 12 ре минор, op.112 (с подзаголовком «1917-й год») — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная в 1961 году и посвящена памяти Владимира Ильича Ленина. Симфония была впервые исполнена в октябре Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Это была последняя премьера симфонии Шостаковича, которой дирижировал Мравинский.

Симфония написана для большого симфонического оркестра, длится приблизительно 40 минут и делится на четыре части:

1) Революционный Петроград. Moderato. Allegro
2) Разлив. Allegro. Adagio
3) «Аврора». Allegro
4) Заря Человечества. Allegro. Allegretto

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, 3 кларнета, 3 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.

История создания

29 сентября 1960 года, выступая в радиожурнале «Музыкальная жизнь Российской Федерации», Шостакович рассказал о своей новой симфо­нии, которая посвящена образу Ленина. По словам композитора, ее идея возникла много лет назад. Еще в 30-е годы в газетах появились сообще­ния о том, что Шостакович работает над Ленинской симфонией. Пред­полагалось использовать стихи Маяковского. Но тогда вместо этой, про­граммной, возникла Шестая.

Гениальный композитор был совершенно искренним. Он был челове­ком своего времени, потомственным интеллигентом, воспитанным на идеях свободы, равенства, братства всех людей. Лозунги, провозглашен­ные коммунистами, не могли не привлекать его. Симфония была закончена в 1961 году и впервые прозвучала 15 ок­тября того же года в Москве под управлением К. Иванова.

Музыка

Четыре части симфонии имеют программные подзаголовки. Первая часть — «Революционный Петроград» — начинается торжественно и сурово. После небольшого вступления следует полное бушующей энергии сонатное аллегро. Главная партия написана в характере динамического, напористого марша, побочная распевна, светла. В раз­работке появляются мотивы революционных песен. Заключение части перекликается с началом — вновь возникают величественные аккорды вступления. Постепенно стихает звучность, наступает тишина, сосре­доточенность.

Вторая часть — «Разлив» — музыкальный пейзаж. Спокойное нето­ропливое движение низких струнных приводит к появлению мелодии-монолога скрипок. Новые краски привносит солирующий кларнет. В среднем разделе части (в ее форме сочетаются признаки сложной трехчастности и вариаций) появляются светлые напевы флейты и кларнета, придающие оттенок пасторальности. Постепенно колорит сгущается. Кульминация части — соло тромбона.

Третья часть посвящена событиям памятной октябрьской ночи. На­стороженно и тревожно звучат глухие удары литавр. Их сменяют остро ритмичные пиццикато струнных, звучность нарастает и снова спадает. Тематически эта часть связана с предшествующими: в ней сначала ис­пользуется мотив из среднего раздела «Разлива», затем появляется в увеличении, в мощном звучании тромбонов и тубы, к которым далее присоединяются и другие инструменты, побочная тема «Революционно­го Петрограда». Генеральная кульминация всей симфонии — выстрел «Авроры» — громовое соло ударных. В репризе трехчастной формы обе эти темы звучат одновременно.

Финал симфонии — «Заря человечества». Его форма, свободная, не поддающаяся однозначной трактовке, некоторыми исследователями рас­сматривается как двойные вариации с кодой. Основная тема, торжествен­но-фанфарная, напоминает аналогичные мелодии из кинофильмов с му­зыкой Шостаковича, таких как «Падение Берлина», воспевающих победу, вождя. Вторая тема — вальсообразная, в прозрачном звучании струнных, заставляет вспомнить хрупкие образы юности. Но ее абрис близок одной из тем «Разлива», что создает образное единство. Заканчивается симфония победным апофеозом.

М. Сабинина рассматривает весь цикл как гигантски разросшуюся трехчастную форму, где средний, контрастный раздел — «Разлив», а третья часть служит связкой, подводящей к репризе и коде в «Заре человечества».

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Сезар Франк. Фортепианный квинтет Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама