String Quartet No. 5 (A-dur), op. 18, No. 5
Квартет № 5 несколько напоминает квартет Моцарта в той же тональности, и недаром это произведение встретило особое сочувствие Улыбышева — поклонника Моцарта, автора известной монографии о нем. Впрочем, сходство, а быть может, даже подражание, относится только к форме, а не к содержанию, так как индивидуальность Бетховена сказалась и здесь в полной мере. В этом квартете композитор передает существенные черты своего мироощущения — жизнерадостность, жизнелюбие, столь контрастирующие с драматическим настроением квартета № 1. Таков прежде всего характер главной партии первой части (Allegro, 6/8, четверть с точкой по метроному = 104):
Побочная партия более драматична (пример 22).
Начавшись в тональности минорной доминанты, она далее переходит в искрящийся E-dur.
Вторая часть — менуэт (Menuetto, половинная с точкой = 76), проникнутый моцартовским духом (см. пример 23).
Музыка второго раздела менуэта плавно движется вплоть до внезапной, прерывающей ее течение генеральной паузы. После этого вновь проводится первый раздел в несколько расширенном виде. В трио менуэта звучит одна из задушевнейших мелодий (пример 24), подобная тем, которые имеются в теме с вариациями фортепианной сонаты As-dur op. 26 и в третьей части фортепианного трио Es-dur op. 70.
Третью часть квартета (Andante cantabile, 2/4, восьмая = 100) составляют великолепные тема, пять вариаций и кода. Эскизы этой части, хранящиеся в Западном Берлине и в Лондоне, относятся к 1798— 1799 годам.
Тема вариаций очень проста, незатейлива (пример 25).
Тем более поразительны черты симфонизма, проявившиеся в развитии темы и проникшие в жанр вариаций уже в раннем квартете композитора. В этой части проходит вереница различных образов и настроений от проникновенно-задушевных до героических. Развитие несет в себе черты симфонического преобразования основной темы.
Остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных разделах этого вариационного цикла. Прекрасна третья вариация с ее точно убаюкивающими фигурациями тридцатьвторых у скрипок, которым противопоставлено проведение свободно преобразованного тематического материала у альта и виолончели (пример 26).
В пятой вариации очень явственно проявляются черты героики (пример 27).
В коде (Росо Adagio, 2/4, восьмушка = 88) как напоминание звучат отголоски темы.
Финал квартета (Allegro, alla breve, целая = 76) написан в сонатной форме. Он начинается энергичной главной партией, в изложении которой использованы полифонические приемы (пример 28).
После оживленной главной партии побочная вносит существенный контраст гомофонностью изложения и более спокойным ритмом (пример 29).
В разработке Бетховен остроумно соединяет темы главной и побочной партий. В коде неожиданно появляется новый мотив в главной тональности — первая скрипка, поддержанная остальными инструментами, поет прощальную песню, затем эта фраза проходит в разных голосах. Финал завершается протяжным тихим аккордом.
Характерно для Бетховена в этом квартете отступление от моцартовского образа, сказавшееся в большой свободе голосоведения, тональных сдвигах и перестановке двух средних частей, благодаря чему возникает четкий контраст между медленной третьей частью и финалом. Примечательно и то, что кульминация цикла помещается в зоне «золотого сечения» (третья часть — вариации).
Продолжительность исполнения квартета 24 минуты: I ч. — 5 мин., II ч. — 4,5 мин., III ч. — 9,5 мин., IV ч. — 5 мин.
П. Долгов