String Quartet No. 6 (B-dur), op. 18, No. 6
Бетховенский квартет № 6 по нумерации является последним в ор. 18, но, возможно, пятым по времени написания.
Первая часть (Allegro con brio, alla breve, половинная по метроному = 80) начинается главной партией — бодрой, живой, с оттенком юмора. Тема побочной партии широкая, певучая. Короткая заключительная партия, основанная на теме главной партии, приводит к энергичному, решительному окончанию экспозиции. Что касается разработки, то она довольно традиционна. Реприза является точным повторением экспозиции. Кода отсутствует.
Большой любовью у слушателей пользуется вторая часть (Adagio ma non troppo, 2/4, шестнадцатая = 80). Это спокойная, пленительная музыка, развивающаяся в лирическом плане (см. пример 30).
Выразительна тема в Es-dur, начинающаяся унисоном скрипки и виолончели (пример 31).
В репризе сложной трехчастной формы темы варьируются.
Третья часть — скерцо (Allegro, 3/4, половинная с точкой = 63), подобно первой части квартета, проникнута веселым и беззаботным настроением, которое постепенно переходит в безудержное ликование. Частые синкопы придают скерцо шутливый характер.
Перлом квартета B-dur является его финал — знаменитая «La Malinconia» («Меланхолия»); в ней Бетховен поразительно передает тончайшие душевные переживания, употребляя самые простые средства. Эта часть (Adagio, 3/8, четверть с точкой = 88) сопровождается в начале такой надписью: «Questo pezzo si deve trattore colla piu delicatezza» («Эту пьесу следует исполнять в высшей степени деликатно»). Первое появление темы звучит в высоком регистре pianissimo и излагается скрипками и альтом без участия виолончели (пример 32).
Повторение первого четырехтакта в более низком регистре придает теме мрачное звучание. Затем та же тема модулирует в h-moll, при этом образуется цепочка из четырех уменьшенных септаккордов (см. пример 33).
Однако меланхолия не к лицу юности, для которой открыт весь мир с его радостями и надеждами, а потому отбросим все мрачное и будем резвиться и танцевать! И вот во исполнение этого призыва после последнего глубокого вздоха Бетховен неожиданно переключает слушателей в шутливо-веселую часть (Allegretto quasi allegro, 3/8, четверть с точкой = 48) танцевального характера (пример 34).
С этой беззаботной веселостью меланхолия не может бороться и проявляет себя только в двух коротких вставках Adagio. Далее до Росо Adagio все звучит игриво и шутливо.
В Росо Adagio снова слышится раздумье. Композитор как бы задает вопрос: имеем ли мы право веселиться? На это следует утвердительный ответ; наступает prestissimo (3/8, четверть с точкой = 112), подобное бурному танцу. Таким образом, в финале происходит борьба двух настроений: мрачной меланхолии и самого безудержного веселья, причем победа остается за последним. Форма этой части — рондо-соната со вступлением в медленном темпе — унаследована Бетховеном от Люлли; ею пользовался также Гайдн в своих симфониях.
Продолжительность исполнения квартета 22 минуты: I ч. — 7 мин., II ч.— 5 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 6 мин.
П. Долгов