Опера Загира Исмагилова «Салават Юлаев»

Композитор
Дата премьеры
15.04.1955
Жанр
Страна
СССР
Сцена из спектакля Башкирского театра оперы и балета

«Салават Юлаев» — опера 3агира Исмагилова в 4 действиях (7 картинах), либретто Б. Бикбая.

Премьера: Уфа, 15 апреля 1955 г., под управлением Г. Муталова. В Москве опера показана на декаде башкирского искусства в 1955 г.

Действие происходит в 1773-1775 гг., во время крестьянского восстания. Салават Юлаев — один из видных сподвижников Пугачева. Музыка свидетельствует о даровании композитора и его незаурядном мастерстве. Композитор использовал башкирские народные песни, некоторые из них связаны с именем Салавата. Для характеристики Пугачева и крестьянского лагеря взяты «Не шуми ты, мати зеленая дубровушка» и «Слава». Все эти мелодии органически входят в ткань партитуры, выдержанной в народно-песенном духе.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Салават
• Юлай
• Амина
• Кюнбика
• Пугачёв
• Багров
• Бухаир
• Сураман
• Аннушка
• Колой
• Рейнсдорп
• Салима
• Адъютант
• Писарь
• Чиновник, помещик, приказчик, бай, конвойный, казак, адъютант Рейнсдорпа — артисты хора

Действие первое

Картина первая. Осень 1773 года. Башкирское кочевье. Люди в тревожном ожидании собрались у юрты старшины. Выходит старшина Юлай и объявляет приказ губернатора прислать отряд башкир в помощь правительственным войскам против восставших яицких казаков и русских крестьян во главе с Пугачёвым. Народ выражает недовольство.

С охоты возвращается Салават… С возмущением и гневом он сообщает, что помещик захватил окрестные земли. Его праведный гнев разделяют и остальные. Старшина Юлай обещает народу добиться справедливости.

Салават отказывается идти в поход. Народ поддерживает его. Появляется в сопровождении солдат старшина Колой Балтасов. Он упрекает Юлая в нерешительности и требует немедленного выступления в поход.

Через кочевье конвоиры ведут ссыльных. Народ сочувствует им.

Угрозами Колой Балтасов добивается того, что отряд выступает в поход. Вести башкирских конников Юлай поручает своему сыну Салавату. Салават в глубоком раздумье. Он вспоминает слова своего друга Багрова, что есть на свете сокол-Пугачев, который кличет народ на бой с помещиками и башкирскими феодалами.

Оставшись наедине с отцом, Салават поверяет ему свои заветные думы о Пугачёве, но Юлай ещё не понимает сына. Салават прощается с родным Уралом и дает клятву найти верный путь.

Картина вторая. Ночь. На дороге в Оренбург расположился у костров отряд Салавата. Через несколько часов предстоит встреча с правительственными войсками генерала Кара, но Салават твёрдо решил привести башкир к Пугачеву, чтобы вместе с русскими братьями биться против общего врага. На помощь Салавату приходит посланец Пугачёва Багров. Он приносит указ Пугачева.

Писарь старшины Бухаир, видя, что большинство всадников не хотят идти против Пугачёва, грозит им за это расправой. Вспыхивает ссора. Салават выступает с решительным призывом присоединиться к вождю восставших — Пугачеву. Воины с оружием в руках клянутся вести борьбу за счастье народа.

Картина третья. Осажденный Оренбург. Генерал-губернатор Рейнсдорф с нетерпением ожидает прибытия башкирских конников. Входит Бухаир и сообщает, что Салават увел башкир к Пугачеву. Губернатор в отчаянии. Он предлагает Бухаиру войти в доверие к Салавату и убить его, а башкирских конников вернуть в Оренбург. Генерал обещает Бухаиру должность старшины. В Уфу губернатор посылает гонца с приказом лишить Юлая должности старшины за измену.

По приказу царского сатрапа на городской площади идет расправа с теми, кто сочувствует Пугачеву. Бухаир составляет письмо оренбургскому губернатору.

Картина четвёртая. Стан Пугачева. Отряд расположился на отдых.

Крестьяне приводят с собой на суд помещика, башкирского бая и приказчика. Выходит Пугачев. При одобрении народа их приговаривают к казни.

Вбегает перебежчица из Оренбурга Аннушка. Она рассказывает о жестокости губернатора, просит Пугачева скорее занять Оренбург и спасти томящихся в казематах людей. Пугачев сочувствует горю обездоленных и клянется бороться за счастье бедного люда.

Стан облетает радостная весть: пришел башкирский отряд конников во главе с Салаватом. Торжественно и радостно встречают Салавата и его воинов. Пугачев жалует Салавата чином полковника. Русские крестьяне, яицкие казаки, работные люди выражают готовность вместе сражаться за общее дело.

Действие второе

Картина пятая. Дом Юлая. Амина тоскует по Салавату. У неё давно нет известий о муже. Подруга Салима пытается утешить Амину. Приходит и мать Салавата Кюнбика с внуком. Бесхитростной песенкой она старается рассеять грусть Амины.

Неожиданно появляется Колой Балтасов со своими приспешниками. По приказу губернатора он объявляет Юлая изменником. Солдаты избивают Юлая и учиняют в его доме погром. Юлай осознает справедливость избранного Салаватом пути и решает присоединиться к нему.

Картина шестая. Симский завод. Войска Салавата штурмом овладевают заводом.

Происходит встреча Салавата с отцом, батыр благодарит Юлая за подмогу. Пользуясь общей радостью, писарь Бухаир просит Салавата простить его ошибки и принять его в свой отряд. Уступая просьбам отца, Салават прощает Бухаира.

Картина седьмая. Лагерь Салавата. В неравном бою отряд башкир понёс тяжелые потери. Бухаир организует заговор, чтобы выдать Салавата, советует малодушным бежать по домам.

Амина узнает, что Бухаир плетёт заговор против восставших, и спешит предупредить Салавата. Бухаир преграждает ей путь и убивает ее. Салават потрясён смертью любимой жены.

Задержанные при бегстве дезертиры признаются Салавату, что поддались на уговоры Бухаира. Салават казнит Бухаира.

На помощь Салавату приходит с войсками Пугачев. Обращаясь к воинам, он призывает укреплять единство народов, быть стойкими и мужественными в борьбе за народное счастье.


Опера «Салават Юлаев» написана в содружестве с башкирским драматургом Баязитом Бикбаем. Действие оперы происходит в 1773—1774 гг., когда многонациональные Поволжье и Приуралье под водительством Емельяна Пугачева поднялись на борьбу за свои права.

В центре произведения — исторический образ башкирского батыра Салавата Юлаева.

В общей планировке, композиции и драматургии произведения ощутимо следование образцам русской классики и своеобразное использование башкирских народнопесенных истоков. В вокальных партиях распевные и речитативные приемы изложения объединяются пентатонной ладовой основой, которой соответствует и выбор гармонических средств. Наряду с использованием подлинных народных песен (башкирских — «Салават», «Урал», «Гилъмияза», «Журавлиная песня» и др. и русских — «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка», «Слава»), Исмагилов создает проникновенные мелодические образы, по духу и стилю близкие народному искусству.

Яркость песенных интонаций сочетается в музыке оперы с приемами развитого инструментального письма, введение контрапункта — с простейшими темами народного склада.

В опере широко применяются развернутые оперные формы — арии, ансамбли, хоровые сцены, оркестровые эпизоды. Известная гротескность, подчеркнутая холодность декламационных вокальных партий и их ладогармонического оформления, острая графичность фактурного рисунка, колкие и резкие тембровые сочетания, подчеркнутая угловатость ритмов, — таковы приемы, с помощью которых нарисованы портреты царского ставленника — Оренбургского губернатора Рейнсдорфа и его приспешников, среди которых наиболее психологически выразителен изменник и предатель писарь Бухаир.

Наименее оригинально очерчен в опере образ Емельяна Пугачева, он декоративен и статичен, несмотря на удачное развитие лейтмотива Пугачева в тех сценах, где чувства и переживания других действующих лиц связаны с ним.

В. Панкратова, Л. Полякова

На фото: сцена из спектакля Башкирского театра оперы и балета

реклама

вам может быть интересно

Бах. Страсти по Иоанну Вокально-симфонические
Дворжак. Фортепианный квинтет No. 1 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама