Родион Щедрин. Балет «Конёк-Горбунок»

Композитор
Год создания
1960
Дата премьеры
04.03.1960
Жанр
Страна
СССР
Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

«Конёк-Горбунок» — балет в 4 актах (8 картинах с прологом и эпилогом) на музыку русского советского композитора Родиона Щедрина (1960).

Сценаристы (по одноименной сказке П. Ершова) В. Вайнонен и П. Маляревский, балетмейстер А. Радунский, художник Б. Волков, дирижер Г. Рождественский.

Премьера состоялась 4 марта 1960 года в Большом театре.

Музыка балета написана выдающимся композитором Родионом Щедриным, автором опер «Не только любовь», «Лолита», симфоний, концертов, кантат, ораторий, произведений для фортепиано, камерных ансамблей. Особое место в творчестве композитора занимают балеты, созданные им для балерины Майи Плисецкой: «Конек-Горбунок» (I960), «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), «Безумная из Шайо» (1992).

Первый из них — «Конек-Горбунок» создан в веселой манере, ассоциирующейся с русским скоморошьим действом. В музыке Щедрина царит светлое, радостное настроение, нарушаемое лишь эпизодами сказочной таинственности и задушевной лиричности. «В балете Щедрина, — пишет исследователь творчества композитора Ирина Лихачева, — оживают колоритные сказочные персонажи Ершова, живущие и действующие в родной стихии, говорящие на истинно русском языке — выразительном и красочном, исполненном юмора и лиризма. В музыке композитора ощущается не только мастерское владение национальным мелосом, но и его горячая любовь к героям народных сказок, пристрастие ко всему исконно-русскому — к песням, танцам, обрядам и обычаям, поэтическому слову и просто бытовой стороне жизни народа».

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

Особое значение придается симфоническому началу в музыкальной драматургии балета, которая проявляется в значительной роли музыки, раскрывающей сюжетно-логические связи между образами, в обобщенности тематизма, в возможности его преобразования, в интонационных и тонально-гармонических связях, на основе которых создаются эпизоды с различной комбинацией тем, и, наконец, в создании единства музыкального действия.

Историк балета Вера Красовская отмечала: «Материал литературного первоисточника по-разному интересовал авторов „Конька-Горбунка" в Большом театре (1960), хотя, казалось, между ними царило согласие. Премьера предназначалась М. Плисецкой, прославленной в вариациях, адажио, ансамблях академической классики, и сценарист В. Вайнонен и хореограф А. Радунский опирались не столько на сказку П. Ершова, сколько на постановки „Конька" в дореволюционном балете. Композитор Р. Щедрин с виду следовал заданию. В правилах балетной феерии он разработал па д'аксьон жар-птиц, адажио и вариации морского царства. Но он возвел эти структурные формы всего лишь как дань большой сцене: подвиги Ивана-дурака в воздухе и под водой не слишком грели его фантазию. Другое дело — проделки народного героя с царем, да и фигура самого самодержца. Их композитор дал в действенно-комедийном плане».

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

Этим народным героем — Иванушкой был молодой Владимир Васильев, а самодержцем — хореограф балета Александр Радунский. Царь-девицу в очередь с Майей Плисецкой танцевала Римма Карельская.

Через три года после московской премьеры музыку Щедрина по-своему интересно раскрыл хореограф Игорь Бельский, поставив в Ленинграде свою версию «Конька-Горбунка». Премьера прошла 21 декабря 1963 года в Малом театре оперы и балета. Сценаристы те же, художник Михаил Гордон, дирижер Юрий Богданов.

Бельский сознательно превратил балет из феерии в сатиру. Взяв за образец русский лубок, Бельский задумал (естественно, не афишируя это вслух) современный спектакль-памфлет с прямыми ассоциациями: Царь — Никита Хрущев, бояре — члены Политбюро. Бельский разделил хореографические характеристики героев на три категории: народно-фольклорную (народ, Иван), гротесковую (Царь, бояре) и сказочную (Царь-Девица, Жар-птица, Конек-Горбунок).

На связь музыки и хореографии в спектакле обращал внимание критик Иннокентий Попов: «Бельский создал хореографию, как бы непосредственно вырастающую из музыки, звучащую полностью в унисон с партитурой. Впечатление такое, будто образ музыкальный и образ пластический рождались одновременно, столь неразрывно их единство, столь органична здесь их взаимосвязь».

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

В балете не было привычных вариаций, дуэтов, ансамблей, не было и развернутого раскрытия характеров и сюжета. В непрерывном танцевальном действии все сконцентрировано, слитно и гармонично. Забавным и трогательным получилось то сказочное существо, чьим именем назван балет. Маленький, юркий, комически серьезный Конек не столько волшебный, сколько смекалистый да хитренький, себе на уме. Он стал в чем-то схож со своим хозяином Иваном — общие мотивы в музыке перешли и в пластику.

Очевидец премьеры музыковед Леонид Энтелис был восхищен исполнителями: «Спектакль Малого театра оперы и балета „Конек-Горбунок" — целая коллекция актерских удач. Первым назову наиболее крупный „экспонат" этой коллекции — роль Царя в исполнении Анатолия Маликова. Этот образ стоит перед глазами во всех деталях. В роли Конька-Горбунка Александр Мирецкий какой-то совсем невесомый. Он в самом деле едва касается земли, предпочитая двигаться преимущественно в воздухе, как и полагается Коньку-Горбунку. Обворожительна Лариса Климова в роли Царь-девицы. Обворожительна по-сказочному, по-девичьи, по-балетному. Как напевны ее движения в лирике! Как остры и насмешливы в сценах с Царем! Сколько в ней обаяния в танце и актерской игре! Роль Ивана-дурака удалась и Анатолию Сидорову и Адолю Хамзину. У первого она по-юношески более задорна, у второго исполнителя — более мужественна». Как остры и насмешливы в сценах с Царем, по-балетному, преимущественно в воздухе, как и полагается Коньку-горбунку.

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

Спектакль, после 300 представлений, продолжает идти на сцене Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргкого. За это время он «поменял» жанр: из памфлета с политической окраской он превратился в обычную сказку. Злободневность ушла, зато высветились другие достоинства постановки: яркая зрелищность действия, изобретательность и музыкальность хореографа.

Музыка Щедрина продолжает привлекать внимание других хореографов, но на их работах неизменно чувствуется отпечаток спектакля Бельского, доказывая справедливость утверждения И. Попова: «Новый спектакль Малегота настолько близок по духу музыке Щедрина, его хореографические образы столь точно соответствуют драматургии образов музыкальных, что, вероятно, последующие постановки этого балета, сколь бы ни различны были творческие индивидуальности осуществляющих их балетмейстеров, в главном и основном будут опираться на трактовку И. Бельского». Все же следует отметить интересные постановки балета Р. Щедрина Ниной Анисимовой (1964, Свердловск; 1966, Саратов) и Дмитрием Брянцевым (1981, Кировский театр; 1983, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

Сюжет

Вечереет. По небу плывут тучи. У поля помятой и вытоптанной пшеницы стоит убитый горем старик.

1. Деревенская изба. Воскресный день. Братья Гаврила и Данила собираются на гулянку. Иван тоже хотел бы пойти с ними, но младшего брата оставляют дома — пусть сидит на печи. От скуки он начинает играть на дудочке. У окна собираются деревенские ребятишки. Иван зовет их в избу, потешает, учит плясать. Вернувшись, братья выгоняют ребят и бранят Ивана.

С поля возвращается старик отец. Он просит сыновей найти злого врага, уничтожившего урожай пшеницы. Вооружившись топорами и вилами, братья идут в дозор. Иван, взяв краюху хлеба, тихонечко отправляется вслед за ними.

Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куста выглядывает Иван. Увидев спящих, он сам встает на караул. Неожиданно налетает вихрь, и перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух златогривых коней и впридачу маленького Конька-Горбунка с аршинными ушами.

Небо светлеет. Это прилетели жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Крадучись и озираясь, появляются Данила и Гаврила. Они видят коней и уводят их с собой — продавать в град-столицу. Возвращается Иван. Как ни предостерегает его Конек не брать с собой пера Жар-птицы, Иван не слушает. Заметив пропажу коней, Иван горько плачет. Конек предлагает отправиться в погоню за похитителями.

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

Базарный день в столице. Толпы гуляющих. Братья с конями становятся в конный ряд, вызывая всеобщее изумление. Появляется царь со свитой и хочет купить чудо-коней. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь покупает коней, но его конюшенный не может управиться с ними. Тогда царь назначает конюшенным Ивана, а своего переводит в спальники. Новый спальник недоволен и клянется отомстить Ивану, занявшему его место.

2. Жаркий летний день. Царь сидит в своей светлице. Главная мамка кормит его с ложечки. Сенные девушки овевают царя платками, оберегая от зноя. Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает перо Жар-птицы. Когда Иван засыпает, он крадет перо и приносит царю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пера. Нечаянно он прикасается им к стене — и тут же оживают нарисованные на ней жар-птицы. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица Царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица исчезает. По совету спальника царь посылает Ивана привести ему Царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу.

Серебряная гора на берегу моря. Сюда каждую ночь приплывает Царь-девица. С помощью Конька Ивану удается ее схватить. Он поражен ее красотой. Царь-девица тоже не налюбуется Иваном. Конек усыпляет красавицу, и все отправляются в обратный путь.

Балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

3. Царь с нетерпением ждет возвращения Ивана. Бояре усердно смотрят в подзорную трубу. Появляется Иван со спящей Царь-девицей. Царь лихорадочно прихорашивается. Просыпается Царь-девица. Потерявший от любви голову царь хочет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень. Царь приказывает Ивану раздобыть перстень. Иван горюет, не зная, как справиться с новым поручением. Конек берется помочь и в этой беде.

Иван опускается на дно моря-океана. Морская царевна показывает Ивану чудеса подводного царства. Медузы, кораллы, морские коньки развлекают гостя. Однако никто не знает, где перстень Царь-девицы. Морская царевна зовет на помощь всезнающего ерша-забияку. Ерш вытаскивает из песка ларец с перстнем. Иван благодарит всех и поднимается на поверхность.

4. Во дворце все готово к свадьбе. Только Царь-девица не рада. Она грустит, вспоминая Ивана. А вот и он сам, в руках его — перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но Царь-девица смеется над стариком и предлагает ему помолодеть, искупавшись в котле с кипящим молоком. Царь в страхе. Спальник нашептывает ему, что надо сперва искупать Ивана. Царь зовет Ивана и приказывает ему прыгнуть в котел. Конек-Горбунок снова приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там.

Народ приветствует Ивана и Царь-девицу, водит вокруг них величальные хороводы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает.

А. Деген, И. Ступников

На фото: балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра

реклама

вам может быть интересно

Валерий Гаврилин. «Перезвоны» Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама