Моцарт. Мотет «Exsultate, jubilate»

Exsultate, jubilate, K. 165

Композитор
Год создания
1773
Жанр
Страна
Австрия
Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Состав исполнителей: сопрано, оркестр.

История создания

В марте 1771 года юный Моцарт возвращается из Италии с победой. 14-летний Вольфганг не только оканчивает знаменитую Болонскую академию, но и становится ее членом. Его музыка звучит в Италии, его мастерство поражает. В конце 1772 года Моцарт снова отправляется в Италию. По дороге в Милан в конце октября он пишет, как сообщает отец, «от скуки», струнный квартет, в мае 1773 года — симфонию Ре-мажор, Concertone для двух солирующих скрипок и оркестра в жанре кончерто гроссо, особое внимание композитор уделяет духовным жанрам — мессе и мотетам. После нескольких месс, написанных под руководством падре Мартини в первый приезд в Италию, появляются большая Торжественная месса (1772), литании, два мотета Regina coeli в неаполитанском стиле, мотет Exsultate, jubilate.

Мотет — жанр многоголосной вокальной музыки, возникший во Франции XII века, на протяжении четырех столетий оставался наиболее популярным и в светской, и в духовной музыке. Преимущественно хоровой, к XVIII веку он, под влиянием итальянской музыки, становится сольным и приобретает некоторые черты духовной кантаты. Именно таким стал мотет Моцарта, написанный им вскоре после возвращения в Зальцбург. Биографические данные за 1773 год практически отсутствуют. Можно лишь предположить, что мотет написан еще до отъезда в Вену в июле этого года. Его заключительная часть — «Аллилуйя» — до нашего времени является одним из популярнейших номеров сопранового репертуара.

Музыка

Трехчастный мотет — прекрасный образец раннего стиля Моцарта, прозрачный по фактуре, с выразительными мелодиями. Он состоит из первого аллегро, без названия, также лишенного названия Ларгетто и заключительной части — знаменитой «Аллилуйя», известной под №165 по Кёхелю.

Простая, даже наивная мелодия Alleluja, alleluja отличается удивительной гибкостью, опеванием каждого тона. Она выдержана в духе лирической арии, но не возвышенной, из оперы-seria, а скорее близкой, народной, какие звучали в опере-буффа. В центральном эпизоде появляются радостные юбиляции — длительные распевания одного слога.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Барток. Рапсодии для скрипки и фортепиано Камерные и инструментальные

Публикации

Словарные статьи

Мотет 12.01.2011 в 14:31

рекомендуем

смотрите также

Реклама