«Лунный мир» (итал. Il mondo della luna) — комическая опера Йозефа Гайдна в 2 действиях с прологом. Либретто написано по пьесе К. Гольдони.
Первое представление состоялось 3 августа 1777 года в замке князя Эстергази в Эйзенштадте.
Сюжет восходит к комедии парижского ярмарочного театра «Арлекин, император Луны» и сценарию итальянской комедии дель арте. Либретто Гольдони (1750) послужило основой для одноименной оперы Б. Галуппи, с успехом исполнявшейся в Петербурге, а также для опер Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Дж. Астариты (его сочинение исполнялось в Москве и Петербурге), М. Португала и др.
У богатого и скупого купца Буонафеде две дочери — Клариче и Фламиния. Старик противится браку девушек с их возлюбленными. Один из них. Экклитико, решает прибегнуть к обману, в чем ему помогает хитрая служанка Лизетта. Они используют любовь Буонафеде к астрологии и его легковерие: Экклитико сообщает старику, что он получил от императора Луны волшебные капли, переносящие человека на эту планету. Буонафеде принимает капли (сонное питье), в то время как Экклитико устраивает в саду искусственную Луну. Роль императора Луны исполняет слуга Эрнесто, императрицы — Лизетта. Одураченного купца заставляют дать согласие на брак дочерей с их возлюбленными. Хотя обман раскрывается, старику остается лишь примириться со случившимся.
Партитура Гайдна, продолжающая традицию оперы-буффа, выходит, однако, за ее границы. Композитор расширил действенную сторону, ввел «лунный» балет. В опере органически сочетаются юмор, лирика, жанризм. Увертюра была впоследствии использована композитором в качестве I ч. Симфонии № 63. Лучшие страницы партитуры — арии Фламинии (I д.) и «императрицы Луны» (II д.), дуэт Фламинии и Клариче, любовный дуэт в III д. Блещет юмором выразительный речитатив.
После смерти автора произведение было забыто, и его новая сценическая жизнь началась более чем 150 лет спустя. Первая попытка возрождения оперы (Шверин, 1932) была малоудачной, так как партитура подверглась переделке. Зато постановка в Гааге (1959) прошла с огромным успехом, после чего в том же году «Лунный мир» был исполнен на фестивале в Зальцбурге.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Экклитико, мнимый астролог
• Буонафеде, богатый купец
• Клариче, его дочь
• Фламиния, его дочь
• Лизетта, его служанка
• Эрнесто
• Чекко, его слуга
• Инопланетянка
Действие первое
Мнимый астролог Экклитико рассказывает ученикам, что создал подзорную трубу, позволяющую увидеть жизнь обитателей Луны. На самом деле это хитрый обман: он собирается провести богача Буонафеде, и, женившись на его дочке Клариче, получить солидное приданое. Очень кстати появляется и сам Буонафеде. Он признается, что страстно увлечен Луной и очень хочет хоть одним глазком взглянуть на ее волшебный мир. При помощи подзорной трубы Экклитико показывает ему сцены «лунной жизни», обещающие доверчивому старику радости и наслаждения. Буонафеде в восторге!
Между тем не только Экклитико хочет стать зятем богача. Эрнесто влюблен во Фламинию, вторую дочь Буонафеде, а его слуга Чекко мечтает жениться на служанке Лизетте. Вместе они решают разыграть скрягу и таким образом устроить сразу три свадьбы.
Клариче и Фламиния мечтают поскорее вырваться из-под родительской опеки и выйти замуж. Отец же не спешит расставаться с дочерьми и делить наследство с двумя зятьями. Зато он не прочь устроить собственную личную жизнь с Лизеттой.
Появляется Экклитико. Он пришел проститься с Буонафеде: при помощи «волшебного» эликсира, дарованного ему якобы самим лунным императором, он собирается отправиться на Луну. Буонафеде умоляет взять его с собой. Экклитико охотно делится напитком, который оказывается простым снотворным. Засыпая, Буонафеде представляет, что вместе с астрологом летит сквозь облака и звезды прямо к Луне.
Появляются Клариче, Фламиния и Лизетта. Они думают, что их дорогой отец и господин скончался. Их скорбь смягчает Эрнесто: воспользовавшись ситуацией, предприимчивый юноша вытаскивает завещание, которое Буонафеде прихватил с собой, и каждый правит его по своему усмотрению.
Действие второе
Друзья распределяют роли: Чекко становится Лунным Императором, а Эрнесто — его слугой Эсперо. Буонафеде просыпается. Оглядев «лунный мир», он несколько разочарован в своих ожиданиях. Но входит Лунный Император со слугой, и их речи заставляют Буонафеде иначе посмотреть на окружающую его действительность.
Появляется Лизетта, уверенная, что ее хозяин умер. Но он не только жив, а вновь пытается ухаживать за ней, обещая ей неземную и чистую любовь на Луне. Однако Император объявляет, что избрал ее своей супругой и приказывает готовиться к коронации новой императрицы. Наконец прибывают Клариче и Фламиния. Видя, что в сердцах дочерей зажглась искренняя любовь к своим избранникам, Буонафеде решает не препятствовать их счастью. Он сам так очарован Луной, что теперь чувствует себя абсолютно счастливым.
Начинается коронация. В обстановке общего загадочного праздника Буонафеде дает согласие на три брака и обещает приданное. Но как только церемония заканчивается, молодые признаются в обмане. Однако Буонафеде ничего не желает слушать: ведь Луна действительно преобразила его, сделала добрее и чище. Он верит в ее волшебную силу и следует на зов Луны, оставляя счастливые пары наслаждаться земным счастьем.
Великий венский классик Йозеф Гайдн (1732-1809) известен в первую очередь как «отец симфонии и квартета», а вот ассоциировать его имя с оперным жанром обычно не принято. Однако он не только является автором 24 опер: в его наследии есть несколько подлинных оперных жемчужин. Одна из них — «Лунный мир». Опера была создана для придворного театра князя Николауса Эстерхази, на службе у которого в то время находился Гайдн. Премьера состоялась под управлением самого автора 3 августа 1777 года в честь свадьбы второго сына князя, Николая Эстерхази, и графини Марии Анны Вайссенвольф.
«Лунный мир» написан на либретто великолепного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет оперы связан с одной из самых известных мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира. Веселая история о том, как мнимый астролог разыграл на Земле жизнь обитателей Луны во главе с лунным императором, восходит к итальянской комедии дель арте и комедии парижского ярмарочного театра «Арлекин, император Луны» и была невероятно популярна в то время. Только на либретто Гольдони написаны оперы Б. Галуппи (1750), Дж. Паизиелло (1768), Н. Пиччини (1770) и целого ряда других композиторов. Но сочинение Гайдна стало, безусловно, лучшим его воплощением.
Композитор не просто положил на музыку блестящий текст Гольдони. Он обогатил его содержание и вывел свое сочинение за рамки традиционной комической оперы. Не случайно и жанр «Лунного мира» он определил как drama giocosa, то есть веселая драма. В ней гармонично сочетаются комическое и лирическое, бытовое и возвышенное, фантастика и реальность. «Лунный мир» вобрал в себя все лучшее, что имел оперный жанр второй половины XVIII века: великолепные арии, соединяющие виртуозность и изумительную итальянскую кантилену, изящную и изобретательную оркестровку, увлекательный сюжет, яркие характеристики персонажей и даже вставной балет.
В России премьера состоялась в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского 20 декабря 2013 года. Специально для постановки русский текст либретто подготовил известный переводчик, либреттист и драматург Юрий Димитрин.