Гавриил Попов. Симфония No. 2, «Родина»

Композитор
Год создания
1943
Жанр
Страна
СССР
Гавриил Николаевич Попов

История Великой Отечественной войны немыслима без ее «музыкальной летописи», и одним из художественных «документов эпохи» стала *Симфония № 2 Гавриила Николаевича Попова. Истоки ее музыкальных образов – это не только реальные впечатления от ужасов войны, но и киномузыка, над которой работал композитор в 1940-х гг.

Военная тема вошла в творчество Гавриила Попова еще до начала Великой Отечественной войны. В 1940 г. он работал над музыкой к фильму Ефима Львовича Дзигана «Первая конная» (кинокартина так и не вышла на экраны, но музыку к ней Попов переработал в симфонический плакат «Поход красной конницы», неоднократно исполнявшийся в первые годы войны). Героические мотивы звучали в музыке к фильму «Танкер «Дербент» Александра Михайловича Файнциммера, но самую непосредственную связь можно усмотреть между Второй симфонией и музыкой к фильму Фридриха Марковича Эрмлера «Она защищает Родину».

Фильм повествует о простой русской женщине Прасковье Лукьяновой, чье счастье было разрушено войной: ее муж погиб, маленький сын был зверски убит фашистами, но страдания не сломили ее – организовав партизанский отряд, героиня борется с врагами. Разумеется, сюжет фильма нельзя считать программой симфонии, но в ней присутствуют те же смысловые мотивы, что и в кинокартине: принесенные войной страдания и героическая борьба.

К идее создания симфонии композитор пришел не сразу. Первоначально он намеревался создать на основе музыки к фильму «Симфоническую песню» – сюиту, состоящую из шести частей: Увертюра, Скерцо, Cantabile, Presto, Фуга, Финал, но в процессе работы развитие музыкальных образов приняло такие масштабы, что автор решил организовать материал в виде симфонии, имеющей четырехчастную структуру. Программное содержание частей композитор конкретизировал в своей статье «О симфонии “Родина”». По словам Гавриила Николаевича, первые две части ее повествуют о счастливой мирной жизни (они исполняются без перерыва), а следующие две части – Largo и Финал – воплощают образы войны.

Различие между двумя половинами симфонии – «мирной» и «военной» – достигает такой степени, что это дало композитору Виссариону Яковлевичу Шебалину упрекнуть Попова в «стилистическом несоответствии», но именно таков был замысел автора – подчеркнуть контраст между двумя образами (ведь во время войны мирная жизнь казалась такой далекой).

Первая часть носит название Запев. В ее музыкальной ткани, насыщенной подголосками и другими симфоническими элементами, зарождается тематический материал всей симфонии. К Запеву примыкает вторая часть – энергичное Скерцо, объединяемое с первой частью не только исполнением без перерыва, но и единым тематизмом. В совокупности они воспринимаются как небольшой песенно-танцевальный цикл, перекликающийся с традициями народного искусства (русский характер Второй симфонии очевиден), но эта стихия рассматривается композитором под особым углом зрения: благодаря искусному сопоставлению тембров и регистров контуры основной темы в Скерцо оказываются «размытыми», создавая впечатление некой ирреальности происходящего (такими ирреальными могли представляться воспоминания о мирной жизни во время войны).

В первой и второй частях преобладает вариационно-вариантное развитие, восходящее к традициям русской симфонической школы, заложенными Михаилом Ивановичем Глинкой (что тоже подчеркивает национальное начало в произведении). В последующих частях – «военных» – этот принцип развития уже не играет ведущей роли.

В третьей части – Largo – содержаться намеки на мотивы Запева, но они насыщаются скорбными интонациями, оборачиваются драматическими речитативами, которым придает особую мрачность тембр низких инструментов (виолончели, фагота). Третья часть написана в сложной трехчастной форме, в крайних разделах которой сосредоточены лирико-драматические музыкальные образы, а в среднем разделе возникает механистическая, агрессивная тема.

Финал состоит из импульсивного Интермеццо, в котором постепенно возникают очертания темы Запева, и энергично развертывающейся Фуги. За нею следует мощная и оптимистическая кода, утверждающая основную тему-тезис, изложенную в первой части.

Замысел Второй симфонии возник еще в 1941 г., когда композитор находился в блокадном Ленинграде, но осуществлен он был в 1943 г. в Алма-Ате. Симфония была написана очень быстро: приступив к работе над нею в апреле, композитор завершил произведение в октябре того же года, а в ноябре представил ее в Москве. В феврале 1944 г. Симфония № 2 «Родина» впервые прозвучала в Большом зале Московской консерватории, дирижировал Натан Григорьевич Рахлин. Симфония имела большой успех, а в 1946 г. композитор удостоился Сталинской премии второй степени за ее создание.

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Ноктюрны Фортепианные
Габриель Форе. Фортепианный квинтет No. 2 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама