Dmitri Bryantsev
Заслуженный дейтель искусств РСФСР (1983), народный артист РСФСР (1989). Окончил ЛХУ в 1966 (класс Н. Зубковского), в 1976 — балетмейстерское отделение ГИТИСа (курс A. Лапаури). В 1966-77 артист ансамбля «Московский классический балет» (ныне Театр классического балета п/р Н. Касаткиной и B. Василёва).
Постановки: «Хореографические новеллы» (1977, Т-р им. Кирова), «Гусарская баллада» (1979, там же; 1980, ГАБТ, оба — совм. с О. Виноградовым), «Конек-Горбунок» Р. Щедрина (1981, Т-р им. Кирова; 1983, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко; 1985, Моск. телевидение; 1982, Софийская нар. опера; 1985, Римская опера), «Три товарища» (1982, Т-р им. Кирова), «Севильские страсти, или Браво, Фигаро!» на муз. Дж. Россини в свободной обр. Т. Когана (1984, София, труппа «Арабеск»), «Девять танго и... Бах» на муз. И. С. Баха и А. Пьяцоллы (1984, там же).
На ленинградском телевидении поставил: т/б «Галатея» (вариация Т. Когана на муз. Ф. Лoy к мюзиклу «Моя прекрасная леди», 1977), «Старое танго» Т. Когана (1978); танцы в операх «Мертвые души» Р. Щедрина (1977, ГАБТ), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1982, Т-р им. Кирова), в спектакле «Турандот» Б. Брехта (1979, Т-р драмы и комедии на Таганке, Москва).
С 1985 по 2004 годы главный балетмейстер Театра им. Станиславского и Немировича- Данченко, где поставил: «Браво, Фигаро!», «Девять танго и... Бах», «Оптимистическая трагедия» М. Броннера, танцы в операх «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Золотой теленок» Т. Хренникова, «Орфей» Й. Гайдна (все постановки — 1985).
Широкую известность принесли Брянцеву т/б «Галатея» и «Старое танго». В них молодой хореограф показал желание и умение мыслить языком хореографической комедии, создавать точные пластические и психологические портреты персонажей.
Эти черты во многом присущи и программе хореографических миниатюр, объединенных под названием «Хореографические новеллы». Среди множества номеров выделим те, где балетмейстер смело брался за современную тему: уморительно смешной «Трудный характер» (на муз. С. Прокофьева), иронично-гротескная «Старая фотография» (на муз. Д. Шостаковича) и патетичный «Романс» (на муз. Г. Свиридова). Интерес к творчеству советских композиторов был не случаен — в дальнейшем Брянцев обратился к произведениям Т. Хренникова («Гусарская баллада»), Р. Щедрина («Конек-Горбунок»), М. Броннера («Оптимистическая трагедия»).
Сочинения: Каждый раз — искать заново.— Сов. балет, 1986, № 4.
Литература: Аркина Н. Советские балетмейстеры: новые имена.— М., 1979; Ступников И. Хореографические новеллы.— Ленингр. правда, 1977, 3 июня; Белова Е. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева.— Смена, 1978, 5 сент.; Куриленко Е. Героика, лирика, комедийность на балетной сцене.— Сов. музыка, 1979, № 10; Шехонина И., Попов Ин. Гусарская баллада.— Муз. жизнь, 1979, № 16; Тюрин Ю. Еще раз о «Гусарской балладе».— Сов. музыка, 1980, № 9; Петров Ю., Яковлев М. Неодолимая власть музыки.— Театр, 1980, № 12; Деген А. И юмор и лирика.— Смена, 1981, 19 сент.; Белова Е. Обаяние и мудрость сказки.— Сов. балет, 1982, № 1.
А. Деген, И. Ступников