Глиэр. Балет «Медный всадник»

The Bronze Horseman

Композитор
Дата премьеры
14.03.1949
Жанр
Страна
СССР
Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

Балет в 4 актах (8 картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом).

Композитор Р. Глиэр, сценарист (по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина) П. Аболимов, балетмейстер Р. Захаров, художник М. Бобышев, дирижер Е. Дубовской.

Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Действующие лица:

  • Евгений, мелкий чиновник
  • Параша, его невеста
  • Мать Параши
  • Петр I
  • Меншиков
  • Царица бала
  • Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, подруги Параши, английский, французский, голландский послы, голландцы

Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года.

Пустынный берег. В туманной дали вырисовывается величественная фигура Петра. Он погружен в думу о будущем России, о создании могучего города на Неве.

1. Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля. Идут приготовления к торжественному спуску. К берегу пристает лодка. В ней Петр и Меншиков. Основатель русского флота, Петр с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Иностранные моряки и купцы восхищаются городом, любуются новым пополнением русского флота. Все готово для спуска. Петр разрубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей. Ликует, веселится народ, создавший корабль, строящий этот прекрасный город. Пляшут и купцы-голландцы.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

По аллее Летнего сада во дворец Петра на ассамблею идут гости. Начинается бал. Среди танцующих — арап Петра I с красавицей, признанной на ассамблее «Царицей бала». Появляется Петр. И здесь он не оставляет государственных дел: принимает послов из Англии, Франции и Голландии, отдает распоряжения, заботясь о могуществе России, о развитии торговли с другими странами, показывает морские пути на глобусе. Далеко поплывут русские корабли! Гости расходятся. Петр остается один перед планом Петербурга. В мечтах Петр видит, каким станет город, заложенный в устье Невы. Перед зрителями возникает панорама города, воспетого в пушкинской поэме:

В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова.

Осень 1824 года. Сенатская площадь озарена солнцем. На площади, возле Медного всадника, — народное гуляние. Под звуки шарманки пляшет уличная танцовщица. Из балагана в толпу выбегают Арлекин и Коломбина. Гремит полковая музыка. Проходят гвардейцы. У памятника — молодой Евгений. Он ждет встречи со своей возлюбленной — Парашей. Наконец она приходит и трепетно выслушивает первые признания Евгения. Темнеет. Параша спешит домой.

2. Домик на берегу залива. Здесь живет Параша с матерью. В саду, под сенью плакучей ивы, Параша играет и танцует с подругами. Мать Параши показывает девушкам, как танцевали в старину. С любопытством следят они за величавым, медленным по движениям танцем. Незаметно входит Евгений. Первыми увидели его подруги Параши. Они убегают, не желая мешать влюбленным. Чистым, нежным чувством охвачены Евгений и Параша. В знак любви Евгений дарит ей колечко и получает от любимой медальон. Внезапно с залива подул резкий ветер. Зашумела старая ива. Надвинулись черные тучи. Евгений прощается с Парашей, уходит. Буря усиливается. Параша беспокоится за Евгения. Лучше бы он переждал непогоду в доме! Но Евгений уже скрылся из виду. Яростно бушует ветер. Мать уводит Парашу в дом.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

3. Комната Евгения. Глядя на медальон, подаренный Парашей, Евгений с нежностью думает о ней, вспоминает их встречи. За окном сгущается тьма. Вдруг, распахнув окно, в комнату врывается ветер. Низвергаются потоки дождя. Раздаются отдаленные пушечные выстрелы, возвещающие о наводнении. Евгений в тревоге за Парашу: ведь ее домик у самого залива. Евгений спешит к любимой.

Толпы испуганных граждан собрались на набережной Невы. Вода быстро поднимается.

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась...

Вода вышла из берегов, хлынула на мостовую. Горожане разбегаются.

Появляется Евгений. Он стремится к Параше, но свирепые волны встают на его пути. На возвышении, прижавшись к каменному льву, Евгений с ужасом наблюдает картину наводнения. Разбушевавшаяся река несет сломанные деревья, бревна, будку стражника. В волнах показывается одинокая лодка с рыбаком. Евгений бросается к ней. Борясь с волнами, он достигает лодки, взбирается в нее и направляется к заливу, туда, где домик его любимой Параши.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

4. Буря утихла. Евгений наконец там, где жила Параша. Но как страшно изменилось все вокруг! Нет старого домика, сломана ива, под сенью которой Евгений недавно говорил Параше о своей любви. Нет и Параши... Потрясенный горем, Евгений озирается, и ему чудится, что вновь появляется Параша с подругами. Евгений теряет рассудок.

Сенатская площадь. В порванной одежде бредет безумный Евгений, окруженной ватагой дразнящих его мальчишек, на место первого свидания с Парашей — к Медному всаднику. Он с ненавистью смотрит на памятник, грозит самодержцу, основавшему город на Неве. Но в тот же миг страх охватывает Евгения. Ему кажется, что памятник ожил, лицо Петра исказилось гневом. Евгений в ужасе бежит и слышит за собой «тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой». Всюду преследует Евгения Медный всадник. Евгений мечется по улицам. Он изнемог. Последняя его мысль — о Параше. Он видит ее гибнувшей в волнах. Евгений падает мертвым.

Апофеоз. Спектакль завершается движущей панорамой города, воздвигнутого созидательным трудом русского народа и воспетого гением Пушкина.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

Точно неизвестно, когда Рейнгольд Глиэр (1875-1956) начал писать музыку балета. Черновые наброски композитора относятся к концу 1930-х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году театровед Петр Аболимов написал сценарий и предложил его труппе театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий одобрили, но началась Великая Отечественная война, и работа прекратилась.

Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику». В 1946 году композитор получил от Аболимова окончательный вариант сценария, а от руководства Кировского театра — официальный заказ на музыку. В отличие от пушкинской поэмы, в которой только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводится к краткой истории любви бедного чиновника, в балете появилось множество различных персонажей. В драматургическую ткань поэмы были удачно вплетены эпизоды исторической повести Пушкина «Арап Петра Великого».

Балетмейстером был приглашен Ростислав Захаров, в память об успешной постановке балета «Бахчисарайский фонтан». В «Медном всаднике» он использовал широкий круг танцевальных форм — от жанровых танцев до драматических монологов и симфонизированных сольно-ансамблевых сцен. Несмотря на мозаичность отдельных элементов — пантомимы, народных плясок, стилизации придворных танцев, лирических сцен, Захаров создал цельный спектакль, в котором продолжил заложенную в «Бахчисарайском фонтане» тенденцию индивидуализации партий солистов, кордебалета и миманса. Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

Музыка «Медного всадника» относится к числу лучших произведений Глиэра. Композитор признавался: «Идея „Медного всадника" увлекла меня. Сюжет пушкинской поэмы, ее герои, ее обстановка мне понятны и дороги». Музыка балета отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием. В развернутых лирических адажио, в сюитных построениях (сцены пролога, танцы Параши и ее подруг) композитор предстает продолжателем балетных традиций Чайковского.

В целом музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит петровской эпохи. Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» — стал гимном Ленинграда-Петербурга. Здесь авторы балета следовали утверждению знаменитого критика Виссариона Белинского о поэме Пушкина: «Настоящий герой ее — Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде».

Вскоре после премьеры на сцене оперы и балета имени С. М. Кирова 27 июня того же 1949 года состоялась премьера в московском Большом театре. В последующее десятилетие балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

Значение спектакля оценено критикой неоднозначно. Так, балетовед Мариэтта Франгопуло называла его «большим и волнующим событием театральной жизни Ленинграда». Но были и другие мнения. Критик Виктор Ивинг после московской премьеры писал: «Музыка рисует чувства, а балетмейстер — положения. Музыка требует танца, а балетмейстер дает немую картину». И далее о творческой индивидуальности балетмейстера Захарова: «Богатейшая режиссерская выдумка, чередование эффектных помпезных сцен с лирическими. Предпочтение, отдаваемое женскому танцу перед мужским, некоторая монотонность хореографического языка, значительное количество вовсе не танцующих персонажей».

Балетовед Наталья Чернова позже резче упрекала Захарова: «Танец в образе заменил образный танец. Симфонические пласты музыки и хореографии вскрыты не были. И, естественно, литературный и музыкальный материал „Медного всадника" вступил в конфликт с установками хореографа, с эстетикой хореодрамы вообще. Балет превратился в ряд отдельных иллюстративных картин. Предыстория Петербурга выросла в самостоятельное зрелище. Статичность как бы позволила балетмейстеру отказаться от танца. В балете возобладала пантомима, и притом бытовая, — балетмейстер ведь пытался показать эпоху исторически-конкретно».

В Ленинграде балет пользовался любовью и зрителей, и исполнителей. В нем с энтузиазмом участвовали лучшие силы театра. Партию Параши исполняли Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Нинелла Кургапкина, Евгения — Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов. Ведущие солисты не гнушались выходить и в небольших ролях. Так, партию Коломбины танцевала Фея Балабина, Арлекина — Константин Шатилов, Уличной танцовщицы — Нина Стуколкина. Запоминающиеся образы исторических персонажей создали Михаил Михайлов (Петр I), Борис Шавров (Меншиков). Всего состоялось 374 представления этого спектакля.

А. Деген, И. Ступников


Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

История создания

Точно неизвестно, когда Глиэром овладела мысль написать балет по пушкинской поэме. Черновые наброски музыки относятся к концу 30-х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году сценарий написал П. Аболимов (1905—1977), театровед, впоследствии сценарист нескольких советских балетов. «Медный всадник» стал его первым опытом, который он 18 июня представил в виде сценарной основы труппе ленинградского Кировского (Мариинского) театра. Работа была одобрена, но началась Великая Отечественная война, и все планы, как театра, так и композитора, резко изменились.

Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику» и сочинил практически все темы балета, однако продолжить сочинение ему не удалось: подробного либретто все еще не было. Между тем, Аболимов проделал колоссальную работу. В отличие от пушкинской поэмы, в которой существуют только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводится к краткой истории любви бедного чиновника и его страданий, в балете множество различных персонажей. Их автор либретто нашел в других пушкинских произведениях: «Домике в Коломне», «Арапе Петра Великого», «Родословной моего героя».

Только в 1946 году композитор получил от Аболимова окончательный вариант либретто, а от руководства Кировского театра — официальный заказ на музыку. Еще около года пришлось ждать, пока балетмейстер Р. Захаров (1907—1984), ранее блестяще дебютировавший «Бахчисарайским фонтаном», детально разрабатывал хореографический план. В «Медном всаднике» он использовал широкий круг танцевальных форм от жанровых танцев до драматических монологов и симфонизированных сольно-ансамблевых сцен. В своей постановке Захаров, несмотря на мозаичность отдельных элементов — пантомимы, народных плясок, стилизации придворных танцев, лирических сцен, — создал цельный спектакль, в котором продолжил заложенную в «Бахчисарайском фонтане» тенденцию индивидуализации партий солистов, кордебалета и даже миманса.

Балет «Медный всадник» в Мариинском театре

В начале осени 1947 года, получив подробный композиционный план, в котором было изложено не только описание действия, но и длительность и характер музыки, Глиэр вернулся к старым эскизам и принялся за сочинение. Постановка балета планировалась к отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском), а 27 июня — в московском Большом театре. Первоначально сцены Петровского времени перемежались с тем, что произошло сто лет спустя. Это разбивало действие, нарушая его цельность, но уже в московском спектакле постановщики объединили все, относящееся к основанию Петербурга, в пролог. В последующие годы балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом, а один из его номеров — Гимн великому городу — стал гимном Ленинграда-Петербурга.

Музыка

«Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Балет отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием, в чем композитор предстает продолжателем традиций Чайковского. Музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна в балете роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит Петровской эпохи.

Л. Михеева

На фото: балет «Медный всадник» в Мариинском театре

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама