The Bronze Horseman
Балет в 4 актах (8 картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом).
Композитор Р. Глиэр, сценарист (по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина) П. Аболимов, балетмейстер Р. Захаров, художник М. Бобышев, дирижер Е. Дубовской.
Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).
Действующие лица:
- Евгений, мелкий чиновник
- Параша, его невеста
- Мать Параши
- Петр I
- Меншиков
- Царица бала
- Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, подруги Параши, английский, французский, голландский послы, голландцы
Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года.
Пустынный берег. В туманной дали вырисовывается величественная фигура Петра. Он погружен в думу о будущем России, о создании могучего города на Неве.
1. Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля. Идут приготовления к торжественному спуску. К берегу пристает лодка. В ней Петр и Меншиков. Основатель русского флота, Петр с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Иностранные моряки и купцы восхищаются городом, любуются новым пополнением русского флота. Все готово для спуска. Петр разрубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей. Ликует, веселится народ, создавший корабль, строящий этот прекрасный город. Пляшут и купцы-голландцы.
По аллее Летнего сада во дворец Петра на ассамблею идут гости. Начинается бал. Среди танцующих — арап Петра I с красавицей, признанной на ассамблее «Царицей бала». Появляется Петр. И здесь он не оставляет государственных дел: принимает послов из Англии, Франции и Голландии, отдает распоряжения, заботясь о могуществе России, о развитии торговли с другими странами, показывает морские пути на глобусе. Далеко поплывут русские корабли! Гости расходятся. Петр остается один перед планом Петербурга. В мечтах Петр видит, каким станет город, заложенный в устье Невы. Перед зрителями возникает панорама города, воспетого в пушкинской поэме:
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова.
Осень 1824 года. Сенатская площадь озарена солнцем. На площади, возле Медного всадника, — народное гуляние. Под звуки шарманки пляшет уличная танцовщица. Из балагана в толпу выбегают Арлекин и Коломбина. Гремит полковая музыка. Проходят гвардейцы. У памятника — молодой Евгений. Он ждет встречи со своей возлюбленной — Парашей. Наконец она приходит и трепетно выслушивает первые признания Евгения. Темнеет. Параша спешит домой.
2. Домик на берегу залива. Здесь живет Параша с матерью. В саду, под сенью плакучей ивы, Параша играет и танцует с подругами. Мать Параши показывает девушкам, как танцевали в старину. С любопытством следят они за величавым, медленным по движениям танцем. Незаметно входит Евгений. Первыми увидели его подруги Параши. Они убегают, не желая мешать влюбленным. Чистым, нежным чувством охвачены Евгений и Параша. В знак любви Евгений дарит ей колечко и получает от любимой медальон. Внезапно с залива подул резкий ветер. Зашумела старая ива. Надвинулись черные тучи. Евгений прощается с Парашей, уходит. Буря усиливается. Параша беспокоится за Евгения. Лучше бы он переждал непогоду в доме! Но Евгений уже скрылся из виду. Яростно бушует ветер. Мать уводит Парашу в дом.
3. Комната Евгения. Глядя на медальон, подаренный Парашей, Евгений с нежностью думает о ней, вспоминает их встречи. За окном сгущается тьма. Вдруг, распахнув окно, в комнату врывается ветер. Низвергаются потоки дождя. Раздаются отдаленные пушечные выстрелы, возвещающие о наводнении. Евгений в тревоге за Парашу: ведь ее домик у самого залива. Евгений спешит к любимой.
Толпы испуганных граждан собрались на набережной Невы. Вода быстро поднимается.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась...
Вода вышла из берегов, хлынула на мостовую. Горожане разбегаются.
Появляется Евгений. Он стремится к Параше, но свирепые волны встают на его пути. На возвышении, прижавшись к каменному льву, Евгений с ужасом наблюдает картину наводнения. Разбушевавшаяся река несет сломанные деревья, бревна, будку стражника. В волнах показывается одинокая лодка с рыбаком. Евгений бросается к ней. Борясь с волнами, он достигает лодки, взбирается в нее и направляется к заливу, туда, где домик его любимой Параши.
4. Буря утихла. Евгений наконец там, где жила Параша. Но как страшно изменилось все вокруг! Нет старого домика, сломана ива, под сенью которой Евгений недавно говорил Параше о своей любви. Нет и Параши... Потрясенный горем, Евгений озирается, и ему чудится, что вновь появляется Параша с подругами. Евгений теряет рассудок.
Сенатская площадь. В порванной одежде бредет безумный Евгений, окруженной ватагой дразнящих его мальчишек, на место первого свидания с Парашей — к Медному всаднику. Он с ненавистью смотрит на памятник, грозит самодержцу, основавшему город на Неве. Но в тот же миг страх охватывает Евгения. Ему кажется, что памятник ожил, лицо Петра исказилось гневом. Евгений в ужасе бежит и слышит за собой «тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой». Всюду преследует Евгения Медный всадник. Евгений мечется по улицам. Он изнемог. Последняя его мысль — о Параше. Он видит ее гибнувшей в волнах. Евгений падает мертвым.
Апофеоз. Спектакль завершается движущей панорамой города, воздвигнутого созидательным трудом русского народа и воспетого гением Пушкина.
Точно неизвестно, когда Рейнгольд Глиэр (1875-1956) начал писать музыку балета. Черновые наброски композитора относятся к концу 1930-х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году театровед Петр Аболимов написал сценарий и предложил его труппе театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий одобрили, но началась Великая Отечественная война, и работа прекратилась.
Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику». В 1946 году композитор получил от Аболимова окончательный вариант сценария, а от руководства Кировского театра — официальный заказ на музыку. В отличие от пушкинской поэмы, в которой только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводится к краткой истории любви бедного чиновника, в балете появилось множество различных персонажей. В драматургическую ткань поэмы были удачно вплетены эпизоды исторической повести Пушкина «Арап Петра Великого».
Балетмейстером был приглашен Ростислав Захаров, в память об успешной постановке балета «Бахчисарайский фонтан». В «Медном всаднике» он использовал широкий круг танцевальных форм — от жанровых танцев до драматических монологов и симфонизированных сольно-ансамблевых сцен. Несмотря на мозаичность отдельных элементов — пантомимы, народных плясок, стилизации придворных танцев, лирических сцен, Захаров создал цельный спектакль, в котором продолжил заложенную в «Бахчисарайском фонтане» тенденцию индивидуализации партий солистов, кордебалета и миманса. Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина.
Музыка «Медного всадника» относится к числу лучших произведений Глиэра. Композитор признавался: «Идея „Медного всадника" увлекла меня. Сюжет пушкинской поэмы, ее герои, ее обстановка мне понятны и дороги». Музыка балета отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием. В развернутых лирических адажио, в сюитных построениях (сцены пролога, танцы Параши и ее подруг) композитор предстает продолжателем балетных традиций Чайковского.
В целом музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит петровской эпохи. Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» — стал гимном Ленинграда-Петербурга. Здесь авторы балета следовали утверждению знаменитого критика Виссариона Белинского о поэме Пушкина: «Настоящий герой ее — Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде».
Вскоре после премьеры на сцене оперы и балета имени С. М. Кирова 27 июня того же 1949 года состоялась премьера в московском Большом театре. В последующее десятилетие балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом.
Значение спектакля оценено критикой неоднозначно. Так, балетовед Мариэтта Франгопуло называла его «большим и волнующим событием театральной жизни Ленинграда». Но были и другие мнения. Критик Виктор Ивинг после московской премьеры писал: «Музыка рисует чувства, а балетмейстер — положения. Музыка требует танца, а балетмейстер дает немую картину». И далее о творческой индивидуальности балетмейстера Захарова: «Богатейшая режиссерская выдумка, чередование эффектных помпезных сцен с лирическими. Предпочтение, отдаваемое женскому танцу перед мужским, некоторая монотонность хореографического языка, значительное количество вовсе не танцующих персонажей».
Балетовед Наталья Чернова позже резче упрекала Захарова: «Танец в образе заменил образный танец. Симфонические пласты музыки и хореографии вскрыты не были. И, естественно, литературный и музыкальный материал „Медного всадника" вступил в конфликт с установками хореографа, с эстетикой хореодрамы вообще. Балет превратился в ряд отдельных иллюстративных картин. Предыстория Петербурга выросла в самостоятельное зрелище. Статичность как бы позволила балетмейстеру отказаться от танца. В балете возобладала пантомима, и притом бытовая, — балетмейстер ведь пытался показать эпоху исторически-конкретно».
В Ленинграде балет пользовался любовью и зрителей, и исполнителей. В нем с энтузиазмом участвовали лучшие силы театра. Партию Параши исполняли Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Нинелла Кургапкина, Евгения — Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов. Ведущие солисты не гнушались выходить и в небольших ролях. Так, партию Коломбины танцевала Фея Балабина, Арлекина — Константин Шатилов, Уличной танцовщицы — Нина Стуколкина. Запоминающиеся образы исторических персонажей создали Михаил Михайлов (Петр I), Борис Шавров (Меншиков). Всего состоялось 374 представления этого спектакля.
А. Деген, И. Ступников
История создания
Точно неизвестно, когда Глиэром овладела мысль написать балет по пушкинской поэме. Черновые наброски музыки относятся к концу 30-х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году сценарий написал П. Аболимов (1905—1977), театровед, впоследствии сценарист нескольких советских балетов. «Медный всадник» стал его первым опытом, который он 18 июня представил в виде сценарной основы труппе ленинградского Кировского (Мариинского) театра. Работа была одобрена, но началась Великая Отечественная война, и все планы, как театра, так и композитора, резко изменились.
Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику» и сочинил практически все темы балета, однако продолжить сочинение ему не удалось: подробного либретто все еще не было. Между тем, Аболимов проделал колоссальную работу. В отличие от пушкинской поэмы, в которой существуют только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводится к краткой истории любви бедного чиновника и его страданий, в балете множество различных персонажей. Их автор либретто нашел в других пушкинских произведениях: «Домике в Коломне», «Арапе Петра Великого», «Родословной моего героя».
Только в 1946 году композитор получил от Аболимова окончательный вариант либретто, а от руководства Кировского театра — официальный заказ на музыку. Еще около года пришлось ждать, пока балетмейстер Р. Захаров (1907—1984), ранее блестяще дебютировавший «Бахчисарайским фонтаном», детально разрабатывал хореографический план. В «Медном всаднике» он использовал широкий круг танцевальных форм от жанровых танцев до драматических монологов и симфонизированных сольно-ансамблевых сцен. В своей постановке Захаров, несмотря на мозаичность отдельных элементов — пантомимы, народных плясок, стилизации придворных танцев, лирических сцен, — создал цельный спектакль, в котором продолжил заложенную в «Бахчисарайском фонтане» тенденцию индивидуализации партий солистов, кордебалета и даже миманса.
В начале осени 1947 года, получив подробный композиционный план, в котором было изложено не только описание действия, но и длительность и характер музыки, Глиэр вернулся к старым эскизам и принялся за сочинение. Постановка балета планировалась к отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском), а 27 июня — в московском Большом театре. Первоначально сцены Петровского времени перемежались с тем, что произошло сто лет спустя. Это разбивало действие, нарушая его цельность, но уже в московском спектакле постановщики объединили все, относящееся к основанию Петербурга, в пролог. В последующие годы балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом, а один из его номеров — Гимн великому городу — стал гимном Ленинграда-Петербурга.
Музыка
«Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Балет отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием, в чем композитор предстает продолжателем традиций Чайковского. Музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна в балете роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит Петровской эпохи.
Л. Михеева
На фото: балет «Медный всадник» в Мариинском театре